Кузница атомных кадров
Главная тема

Кузница атомных кадров

НИЯУ «МИФИ» — ведущий опорный вуз Росатома

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» — лидер Ассоциации «Консорциум опорных вузов госкорпорации “Росатом”». С середины 1940-х годов МИФИ готовит специалистов для атомной промышленности, сегодня около трети выпускников университета приходят работать на предприятия и в организации Росатома.

НИЯУ «МИФИ» располагает разветвленной сетью филиалов в городах присутствия госкорпорации. Университет объединяет 12 вузов и 2 учебных заведения среднего профессионального образования, расположенных в том числе в 7 ЗАТО Росатома. Кроме того, работают 2 филиала за рубежом: в Казахстане и Узбекистане.

Представители НИЯУ «МИФИ» рассказали «Вестнику атомпрома» о том, как ведется работа по повышению качества образования в сфере ядерных технологий, какие проекты помогают студентам знакомиться с возможностями и преимуществами построения карьеры в Росатоме и какие новшества в образовательном процессе появляются в ответ на сегодняшние запросы госкорпорации.

Сеть, куда стремятся университеты: региональная сеть STAR-NET способствует повышению уровня преподавания в вузах и помогает им устанавливать прямые двусторонние связи

Международное агентство по атомной энергии продлило на четыре года договор с объединяющей полтора десятка вузов региональной сетью «Образование и подготовка специалистов в области ядерных технологий — STAR-NET». Как работает и какие задачи решает эта структура, рассказывает ее исполнительный директор, профессор кафедры экспериментальной физики Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Андрей Косилов.

— Андрей Николаевич, по чьей инициативе возникла сеть STAR-NETи каков смысл ее создания?

— Создание международных региональных сетей ядерного образования, объединяющих ведущие университеты своих стран, — четко улавливаемая тенденция последних лет. STAR-NET появилась на свет далеко не первой. Сначала возникла европейская сеть ENEN, потом азиатская ANENT, затем латиноамериканская LANENT. Восемь стран Восточной Европы и Средней Азии (Россия, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения, Казахстан, Польша и Узбекистан) пришли к пониманию логичности и оправданности подобного формата взаимодействия в 2015 году. Созданию сети STAR-NET предшествовала серия интенсивных консультаций в Вене, Минске и Москве. Главными же инициаторами ее создания выступили сами университеты, пожелавшие сотрудничать с коллегами в области ядерного образования гораздо активнее.

10 тыс. посещений в год
— пользовательская нагрузка на образовательную платформу STAR-NET LMS

Цифра

МАГАТЭ поддержало создание нашей сети, предоставив площадку для ряда консультативных совещаний: создание региональных образовательных сетей агентство приветствует. В течение последнего десятилетия агентство уделяет все более пристальное внимание как управлению знаниями в целом, так и развитию и поддержке ядерного образования (как залога дальнейшего развития ядерных технологий) в частности. Ведь роль интеллектуальных и компетентных кадров в высокотехнологичных сферах человеческой деятельности будет только нарастать. А сами собой квалифицированные сотрудники не появятся. Поэтому прямая заинтересованность МАГАТЭ в нашей деятельности — это веление времени и дальновидная забота о нашем общем будущем. Упомяну, что в структуре агентства функционирует относительно молодая секция управления ядерными знаниями, занимающаяся этими вопросами.

— Чем конкретно вы занимаетесь и как на практике выстроен рабочий процесс в сети?

— В основе нашего учебного и организационного каркаса — образовательная платформа на базе модульной объектно ориентированной динамической среды STAR-NET LMS, которую иногда называют кибернетической. Это пример современной реализации технологий дистанционного образования. При помощи платформы можно организовывать традиционные дистанционные курсы, вспомогательные мероприятия (в том числе очное двустороннее общение), взаимодействие между преподавателями и студентами, структурировать и хранить учебные материалы. Отсюда понятен и весь спектр ее применения. С ее помощью мы организуем обмен учебными курсами между университетами — участниками сети, предлагаем студентам собственные образовательные курсы STAR-NET, поддерживаем мероприятия нашей сети и содержим учебные объекты (конспекты, пособия, вспомогательные материалы) в специальном хранилище — репозитории.

Владимир Шевченко

Ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», президент сети STAR-NET:

— Создание сетей образовательных институтов и университетов — ключевой элемент стратегии наращивания возможностей высшего образования и эффективного использования уже имеющихся ресурсов. Образовательные сети облегчают обмен информацией и передовым опытом между их членами, обеспечивают воспроизводство практик в определенных областях, предоставляют студентам возможность получить информацию от лучших преподавателей и экспертов по специальным предметам. Ключевыми факторами успешности образовательных сетей являются глубокая интеграция и взаимодействие образовательных учреждений с одной стороны и объектов ядерной промышленности с другой.


Михаил Чудаков

Заместитель генерального директора, руководитель департамента ядерной энергии МАГАТЭ:

— Для долгосрочной подготовки высококвалифицированных специалистов в ядерной области жизненно важны университетские образовательные программы в области ядерных технологий и менеджмента. Эти программы становятся все более интернациональными и проходят в форме сетевого образования в рамках регионального и межрегионального сотрудничества. Отношения МАГАТЭ со STAR-NET многогранны. Мы вместе работаем в рамках информационного цифрового хаба и Международной системы ядерной информации (INIS), Международной академии ядерного менеджмента (INMA), систем управления обучением и полного спектра мероприятий по управлению знаниями и ядерному образованию.

В основном результаты всей этой деятельности направлены на студентов. Сейчас в доступе для обучающихся в вузах — участниках STAR-NET около двух десятков разработанных самими университетами учебных курсов, а вообще можно участвовать примерно в сотне образовательных пространств. Вход на платформу закрытый — по ссылке, предоставляемой администратором сети. После регистрации преподавателем студента, которому необходим тот или иной образовательный курс, студент записывается на лекции и слушает их в соответствии со своей учебной программой. Например, курс ядерной физики для участников предоставил Белорусский ядерный университет. С 2018 года ведущие эксперты МАГАТЭ читают лекции по курсу «Международное ядерное сотрудничество. Технические аспекты», разработанному Национальным исследовательским ядерным университетом «МИФИ». Я, как автор, веду собственный курс «Управление ядерными знаниями».

— В сети участвуют три российских вуза: кроме НИЯУ «МИФИ», это Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева и Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Как вы считаете, они больше отдают в сеть или получают от нее?

— Мы такими вопросами вообще не задаемся. STAR-NET — это не обучающая организация, а административная надстройка, своеобразная оболочка к повседневной деятельности университетов, помогающая им устанавливать двусторонние контакты с целью развития, управления и сохранения ядерных знаний и обеспечения квалифицированными человеческими ресурсами в ядерной области стран-участниц. Конечно, не очень правильно сравнивать уровень преподавания связанных с ядерной физикой дисциплин в общепризнанном мировом лидере в этой сфере НИЯУ «МИФИ» и, допустим, в Ереванском государственном университете. Поэтому армянские коллеги, конечно, гораздо больше заинтересованы в свободном доступе к современным образовательным курсам и методическим материалам, который мы им, собственно, и предоставляем. Большой интерес вызывают стажировки студентов и преподавателей университетов — членов сети, организованные в сотрудничестве с МАГАТЭ, Атоминститутом Венского технического университета и Венским международным центром ядерных компетенций. Кроме того, более сильные вузы могут содействовать прохождению производственной практики студентов из других университетов (чем, к примеру, активно пользуются в белорусских университетах — участниках сети, направляя обучающихся в Россию), а также выравниванию класса и профессиональных компетенций в преподавательской среде. Но это отнюдь не улица с односторонним движением! Так, в Белорусском национальном техническом университете множество блестящих профессоров, чья библиотека замечательных учебников выставлена в нашем репозитории. Воспользовались мы и серией прекрасных учебно-методических материалов Одесского национального политехнического университета (ОНПУ).

— Сколько у вас сегодня зарегистрированных пользователей?

— Почти две тысячи. Учатся и преподаватели: для них разработана серия методических и научных семинаров, помогающих разобраться, как современные навыки в информационной области можно применять для эффективного обучения. Среди них упомяну следующие: «Образовательные технологии в высшей школе», «Научно-техническая и исследовательская деятельность в сфере ядерных технологий университетов — участников сети», «Опыт использования обучающей платформы STAR-NET LMS». Кроме того, STAR-NET собственным интеллектуальным потенциалом участвует в создании новых образовательных курсов, вызванных к жизни велением времени. Так, мы внесли существенный вклад в разработку двухлетнего магистерского курса «Управление в ядерной отрасли». Он направлен на подготовку профессиональных менеджеров в ядерной области, я называю эту специализацию «ядерный MBA» — говоря иначе, деловое управление в ядерной сфере. НИЯУ «МИФИ» выпустил уже 35 магистров по этому профилю. Такая же программа реализуется в Армении, колоссальный интерес к ней проявляют в Казахстане.

— Сеть STAR-NET объединяет университеты семи стран постсоветского пространства. Как в этой компании оказалась Польша с Научно-техническим университетом AGH?

— По их собственному желанию. В соответствии с нашим положением Генеральная ассамблея STAR-NET рассмотрела их просьбу и приняла польский университет в сеть.

— Он до сих пор участвует в работе? Как вообще международная обстановка повлияла на вашу деятельность?

— Польские коллеги продолжают участвовать. Конечно, от происходящих в мире событий мы отгородиться не можем. Серьезным вызовом стала пандемия ковида, четыре года назад очень сильно затруднившая очное общение участников сети. Пришлось быстро переносить его в виртуальное пространство. Нам повезло, ведь образовательная платформа нашей сети, как я уже говорил, базируется на современных технологиях дистанционного обучения. Мы просто немного расширили ее возможности, после чего перейти в дистант с диалогами касательно оперативного управления всей сетью оказалось не так сложно.

Текущая политическая ситуация, конечно, дополнительно затруднила контакты. Но они все равно продолжаются. Сейчас активно готовится очередная Генеральная ассамблея STAR-NET. Так вот, украинские коллеги из ОНПУ уже для участия в ней зарегистрировались. Заседания Генассамблеи, кстати, мы тоже сейчас проводим заочно. Хотя было время, собирались и очно — в тех же Вене, Москве, Минске. Надеюсь, когда-нибудь вернемся и к этой форме общения.

— Даже если никуда не ездить, бюджет на работу сети все равно нужен. Откуда он берется?

— Средства, разумеется, необходимы: на хостинг, на поддержку веб-сайта нашей сети и репозитория, на размещение курсов на образовательной платформе. Они формируются из членских взносов университетов — участников сети. Немного зарабатываем и самостоятельно: случаются коммерческие заказы на проведение образовательных курсов по нашему профилю.

Университеты — участники сети STAR-NET

Бакинский государственный университет (БГУ), Азербайджанская Республика

Ереванский государственный университет (ЕГУ), Республика Армения

Национальный политехнический университет Армении (НПУА), Республика Армения

Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники (БГУИР), Республика Беларусь

Белорусский национальный технический университет (БНТУ), Республика Беларусь

Белорусский государственный университет (БГУ), Республика Беларусь

Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, Республика Казахстан

Восточно-Казахстанский университет им. С. Аманжолова (ВКУ), Республика Казахстан

Восточно-Казахстанский технический университет им. Д. Серикбаева (ВКТУ), Республика Казахстан

Научно-технический университет AGH, Польша

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ «МИФИ»), Российская Федерация

Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева (НГТУ), Российская Федерация

Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ), Российская Федерация

Самаркандский государственный университет, Республика Узбекистан

Одесский национальный политехнический университет (ОНПУ), Украина

Траектория карьеры: как заинтересовать старшекурсников МИФИ работой в Росатоме

Центр карьеры Росатома в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» работает уже второй десяток лет. Некоторое время назад произошла «перезагрузка», и теперь центр функционирует в составе дирекции развития карьеры и взаимодействия с работодателями. О новых вызовах и текущих задачах этого подразделения рассказывает его директор Владислав Ефремов.

— Владислав Витальевич, Центр карьеры занимает одно и то же помещение в НИЯУ «МИФИ» с 2010 года. Но, наверное, за это время формат его работы не мог не претерпевать изменений?

— Конечно. Создание этой структуры в МИФИ 14 лет назад было вполне логичным. Тогда ставились задачи повысить представительство всей атомной отрасли в нашем университете и напрямую предоставлять студентам актуальную информацию о вакансиях на предприятиях — как для прохождения практики и учебно-исследовательской работы, так и для последующего трудоустройства. На том этапе Центр карьеры активно проводил замеры настроения студентов относительно будущего места работы и их отношения к Росатому, запускал дни карьеры, печатал бумажные справочники о предприятиях атомной отрасли России. Поддерживалась обширная картотека вакансий: студенты приходили сюда и подбирали места для приложения собственных сил, которые могли их заинтересовать.

Потом многие виды нашей деятельности перешли в цифровой формат. Появился карьерный веб-портал Росатома (сейчас это обширный интернет-ресурс, но не многие помнят, что он зарождался именно в стенах НИЯУ «МИФИ» на домене mephi.ru). Возникла небольшая сеть карьерных центров Росатома в городах присутствия госкорпорации, где давно и плодотворно учат студентов филиалы МИФИ (они созданы, к примеру, в Обнинске, Северске, Сарове). Семь лет назад при содействии Корпоративной Академии Росатома мы начали организовывать лекции Алексея Лихачева и генеральных директоров предприятий в НИЯУ «МИФИ», карьерные мероприятия в других опорных вузах госкорпорации. А еще пару лет спустя пришли к пониманию того, что несколько фокусных, самых важных задач трудоустройства надо увязать между собой, чтобы решать их комплексно. Тогда в МИФИ появилось управление трудоустройства студентов с Центром карьеры Росатома в составе. Теперь это дирекция развития карьеры и взаимодействия с работодателями. Дирекция занимается развитием и укреплением связей университета с предприятиями-партнерами для повышения их узнаваемости как потенциальных работодателей среди обучающихся, мероприятиями по содействию в трудоустройстве студентов, студентами-целевиками, государственной итоговой аттестацией, организацией производственных практик студентов, развитием у студентов необходимых для партнеров управленческих компетенций и рядом смежных направлений. Центр карьеры Росатома играет в перечисленных задачах заметную роль.

— Каковы, на ваш взгляд, основные результаты произошедшей перезагрузки Центра карьеры?

— Вырос студенческий актив, оформившийся в клуб «Старт карьеры». Его активисты выступают с инициативами по общению с работодателями, помогают своим однокурсникам верно сориентироваться в гигабайтах информации о работодателях, ведут сообщество в социальной сети «ВКонтакте» и телеграм-канал «Старт карьеры» (у него уже больше 2 тыс. подписчиков), а также организуют собственные мероприятия в новых, интересных большинству студентов форматах. Кроме того, нам совместно с Росатомом удалось развить в масштабах всего университета проведение оценки компетенций нового профиля, направленной на выявление и развитие управленческих навыков у студентов. Для госкорпорации это имеет важнейшее значение, чтобы выстроить работу с кадровым резервом и грамотно распределять роли в командах на предприятии. Проведение такой оценки помогает Центру карьеры делать адресные предложения не только на основе данных об обучении студентов, но и на основе их личностных характеристик.

— Можете привести примеры мероприятий карьерного клуба?

— Самым масштабным их проектом я бы назвал Всероссийский студенческий кейс-чемпионат, где студенты получают реальные задания от партнеров и предлагают экспертным комиссиям командные решения, разработанные за отведенное время. С 2022 года состязания проводятся в трех направлениях (инженерное, бизнес и ИТ). Очные финалы проходят на площадках компаний — перспективных работодателей (они же предоставляют экспертов-судей и сами кейсы), а соревнования в рамках инженерного трека организуются при прямом содействии Росатома (минувшей осенью заключительный этап состоялся в «Атомстройэкспорте»). Если вспоминать мероприятия внутри университета, то это, например, такой снискавший колоссальную популярность у студентов формат, как бизнес-игры. Неплохо, как выяснилось, «заходят» мини-интервью с работодателями (мы их называем шоу-кейсы), которые берут сами ребята.

— Общий студенческий массив московской площадки НИЯУ «МИФИ» в пределах даже одного курса — обширнейшая аудитория, несколько тысяч человек. Среди них, конечно, есть и достаточно пассивные сторонники стратегии «куда кривая вывезет». С ними вы тоже работаете?

— Разумеется. Это обусловлено не только нацеленностью университета на поиск хороших мест работы для выпускников с его дипломом, но и потребностями в квалифицированных кадрах самой госкорпорации. В области традиционной профориентации мы формулируем задачу так: надо, чтобы каждый студент МИФИ знал как о возможностях, предоставляемых для него атомной отраслью, так и о том, что многие крепко засевшие в головах стереотипы (о невысоких зарплатах, о режимах секретности, о десятилетиях работы «за колючкой») устарели либо вообще никогда не имели отношения к действительности. Здесь помогают хорошо себя зарекомендовавшие в предыдущие годы дни карьеры Росатома и карьерные форумы, каждый из которых уже разросся до нескольких дней (иначе не вместить всех желающих выступить и пообщаться с ребятами), а также внутренний карьерный портал для студентов, куда каждый обучающийся заходит со своей учетной записью НИЯУ «МИФИ».

Еще один неплохой инструмент, разворачивающий студентов в сторону Росатома, — прохождение на отраслевых предприятиях практик по будущей специальности (производственной, преддипломной и летней). Наконец, прекрасно себя зарекомендовали такие формы, как экскурсии и технические туры. Возим ребят на московские предприятия, на АЭС и другие производственные площадки. Осенью побывали на ПО «Маяк», где студенты не только познакомились с производством, но и плотно пообщались с представителями кадрового блока (такие поездки, конечно, интересны в первую очередь студентам соответствующего образовательного профиля).

— А если к вам в Центр карьеры придет студент и сам спросит, куда ему пойти работать?

— С удовольствием поможем. Центр создан в том числе для того, чтобы разговаривать с такими визитерами. Проконсультируем, поможем составить резюме (если у него пока его нет), установим прямой контакт с предприятиями, которые могут его заинтересовать.

— Можно ли говорить, что у всего Центра карьеры как подразделения сложились наиболее тесные контакты с теми или иными дивизионами Росатома?

— Понимание находим практически у всех дивизионов. Могу сказать, куда сейчас мифисты трудоустраиваются чаще всего: в «Росэнергоатом» и на предприятия ядерного оружейного комплекса. Видимо, это связано с преобладанием соответствующих направлений подготовки в классическом спектре наших инженерно-физических специальностей.

— Сколько выпускников НИЯУ «МИФИ» идут в Росатом?

— Около трети. Любопытно, что примерно такую же долю наши выпускники составляют среди всех молодых специалистов с вузовскими дипломами, ежегодно приходящих в атомную отрасль России. Есть еще одна интересная цифра: каждый второй выпускник НИЯУ «МИФИ», проходивший практику на предприятиях Росатома, впоследствии трудоустраивается на это же место работы. Практика — важный инструмент вовлечения студентов в деятельность предприятий. Мы работаем над увеличением этих показателей, а прирост количества трудоустроенных выпускников — один из ключевых показателей программы «Развитие НИЯУ «МИФИ» во взаимодействии с госкорпорацией «Росатом» до 2030 года».

— Каким образом эти цифры можно увеличить?

— Это большая системная работа, для достижения результатов которой мы намерены наращивать деятельность практически во всех форматах, о которых я рассказал. Структурно наша дирекция входит в учебный департамент НИЯУ «МИФИ», поэтому мы действуем в единой связке со всем образовательным блоком университета. Эффект здесь приносят также и разработка и дальнейшая модернизация образовательных программ в интересах отрасли, и их прохождение через процедуру аккредитации (оценки качества) Росатомом (кстати, многие программы НИЯУ «МИФИ» уже получили соответствующие сертификаты), и привлечение экспертов госкорпорации к чтению лекций студентам. Кроме того, профориентация молодеет, поэтому мы не можем не расширять взаимодействие со школьниками. Например, еще 10 лет назад трудно было представить, что инженерную олимпиаду можно провести для пятиклассников. А в Москве она прошла — под названием «Росатом KIDS», и организовал ее НИЯУ «МИФИ»!

Атомная «цифра» для МИФИ: новая площадка для привлечения студентов к решению практических задач Росатома в области цифровизации

Диджитал-центр Росатома в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» очень молод: он открылся около года назад. Тем не менее его лаборатории на третьем этаже нового лабораторного корпуса уже снискали огромную популярность и не пустуют даже во время сессии. Чем занимаются студенты и как эта деятельность поможет нарастить потенциал выпускников, рассказывает руководитель диджитал-центра кандидат технических наук Константин Когос.

— Константин Григорьевич, зачем ведущему опорному вузу Росатома понадобилось совместно с госкорпорацией создавать отдельное образовательное подразделение по цифровизации и ИТ?

— Наше подразделение учебное, с инициативой его создания выступили три крупных ИТ-предприятия в контуре Росатома: РАСУ, «Гринатом» и «Цифрум». В учебном процессе мы четко улавливаем запрос студентов: им интересно и важно знакомиться с яркими амбициозными задачами, с которыми сегодня предприятия сталкиваются в повседневной реальности. Можно делать это посредством рассчитанных на долговременный результат традиционных тяжеловесных решений, например при помощи создания базовых кафедр. Здесь же мы пошли по более гибкому пути. Допустим, сейчас Росатому нужны специалисты по критической информационной инфраструктуре. Мы оперативно корректируем учебные планы и быстро добавляем лабораторные работы по этому направлению.

— Занятия в вашем центре входят в основные учебные планы?

— В основном да, это один из главных видов нашей деятельности. У нас занимаются студенты бакалавриата с первого по восьмой семестры, обучающиеся по трем специальностям: «информатика и вычислительная техника», «информационная безопасность», «ядерная физика и технологии» (в части создания цифровых двойников реакторов и исследовательских стендов). Занятия ведут преподаватели НИЯУ «МИФИ», иногда при помощи специалистов предприятий Росатома. На младших курсах ребята, овладевая языками программирования, параллельно знакомятся с методиками управления ИТ-проектами и таким образом осознают, зачем и чему их учат и почему именно в такой последовательности. Старшекурсники изучают специальные предметы в трех лабораториях, оснащенных упомянутыми мной предприятиями Росатома, — по информационной безопасности, искусственному интеллекту и виртуальной реальности (с демонстрационным залом). Со временем у нас появятся дипломники, просто пока никто еще из наших студентов до этой стадии не успел дорасти.

Помимо основного учебного процесса, мы активно проводим мастер-классы, демонстрационные мероприятия, семинары. Так, колоссальный интерес вызвала цифровая станция, на которой коллеги из РАСУ демонстрировали, как можно формировать и отражать цифровые атаки. Мы, кстати, эту станцию позднее приобрели, сейчас плодотворно и эффективно используем ее в обучении.

— А если студенты других специальностей, узнав о таких возможностях, захотят у вас учиться?

— Таких случаев немного, но они есть. Мы предлагаем таким желающим пройти так называемые навыковые образовательные программы, которые в первую очередь предназначены для наращивания компетенций в цифровой среде в интересах Росатома. Соответствующие запросы, к примеру, могут исходить от тех же «Гринатома» и «Цифрума», других ИТ-предприятий в контуре Росатома. Эти курсы для студентов НИЯУ «МИФИ» бесплатны. Одни открыты для всех желающих, на другие слушателей отбираем; при возможности организуем онлайн-сопровождение, чтобы к занятиям могли удаленно подключаться студенты филиалов НИЯУ «МИФИ». Среди аудитории этого образовательного формата ИТ-специалистов, к слову, меньшинство. Минувшей осенью довольно популярными оказались курсы по электронике и микропроцессорам, а вообще подобной формой обучения мы уже охватили несколько сотен человек. Среди них есть, кстати, и мифисты-магистранты!