На десятилетия вперед, по всему миру
Проекты в сфере образования — важный элемент международного сотрудничества по развитию атомных технологий
О работе по продвижению на международном рынке российского образования и знаний о технологиях Росатома, о востребованных направлениях подготовки и преимуществах обучения в России рассказали эксперты проектного офиса госкорпорации «Росатом» по развитию образования и международному сотрудничеству Вера Упирова и Юлия Дмитриева.
— Каким образом строится стратегия работы в части развития ядерного образования за границей?
Вера Упирова: Стратегия нашей работы основана на достижении ее основных задач — это подготовка молодых специалистов непосредственно для строящегося в стране объекта использования атомной энергии и организаций ядерной инфраструктуры, а также развитие национальной системы ядерного образования в стране-партнере для обеспечения устойчивого развития атомной отрасли и суверенитета страны в подготовке кадров. Проекты Росатома в странах-партнерах нацелены на долгосрочное сотрудничество, на десятки лет вперед. И мы заинтересованы в формировании в данных странах технологических элит, которые получили высшее образование в российских вузах, хорошо понимают наши технологии, позитивно настроены по отношению к России в целом. Эти специалисты становятся нашими партнерами при обсуждении новых контрактов и проектов, что помогает нам в продвижении продуктов и технологий Росатома на новые рынки. Наша цель — в 2026 году занять не менее 20% на международном рынке ядерного образования в странах-партнерах.
Работа с иностранными студентами как в России, так и за рубежом основана на страновом плане подготовки кадров для конкретной страны. Каждый страновой план включает информацию о количестве молодых специалистов по направлениям подготовки, необходимым для успешного запуска и эксплуатации атомного объекта в стране-партнере.
Деятельность по подготовке кадров состоит из четырех уровней. Первый — это отбор талантливых будущих студентов и их мотивация для получения образования, связанного с атомными технологиями, в России, координация на этапе подготовки и поступления в российские вузы. Второй уровень — сопровождение студента в процессе его обучения: важно познакомить его со всеми технологиями, которые сегодня предлагает Росатом, обеспечить прохождение практики на предприятиях и в ресурсных центрах госкорпорации. Третий — содействие трудоустройству по специальности у него на родине или в третьей стране. Наконец, четвертый уровень — сохранение взаимодействия с выпускниками российских университетов.
Подробности
Таким образом, работа с зарубежной аудиторией начинается с информирования о ядерных технологиях, их пользе, безопасности, возможностях энергетического и неэнергетического применения. Для студентов, которые поступили в российские вузы, открываются большие возможности для углубленного изучения технологий атомной отрасли, а также раскрытия научно-исследовательского и творческого потенциала. Ежегодно при поддержке Росатома реализуются образовательные, научные, творческие проекты для талантливой молодежи. Некоторые ребята, пройдя обучение, сами становятся амбассадорами российского ядерного образования: рассказывают своим соотечественникам, что в России учиться интересно и безопасно, среда дружелюбна, после получения диплома можно построить хорошую карьеру.
Для студентов старших курсов мы организуем серию карьерных мероприятий: проводим консультации, встречи с представителями работодателей в России и за рубежом (предприятиями Росатома, национальными эксплуатирующими компаниями, регуляторами, министерствами). Также на днях карьеры мы знакомим иностранных студентов с организациями ядерной инфраструктуры страны, где бы они могли в дальнейшем реализовать себя, даже если национальная атомная отрасль только формируется.
После окончания обучения в России мы поддерживаем связь с выпускниками через участие в деятельности сообществ выпускников, тематических мероприятиях и проектах Росатома. Благодаря качественному обучению в России многие иностранные выпускники занимают сегодня руководящие должности в своих странах. Например, сегодня более 100 выпускников наших вузов работают в Министерстве науки и технологий Мьянмы, 7 выпускников работают на руководящих должностях Комиссии по атомной энергии Руанды. Мы поддерживаем отношения с более чем 500 выпускниками, приглашаем в качестве спикеров на международные мероприятия, предлагаем программы развития и повышения квалификации, информируем о новых продуктах и технологиях Росатома. Это нам очень помогает в развитии партнерских отношений.
Кроме того, в целях развития национальных систем образования Росатом активно поддерживает перенос российских образовательных технологий через разработку и реализацию совместных программ ведущих российских университетов с зарубежными вузами — Стамбульским техническим университетом (Турция), Высшим советом университетов Египта, Университетом Руанды, Университетом Сан-Андрес (Боливия), Национальным политехническим университетом Армении и другими; проведение международных летних и зимних школ, а также открытие филиалов российских вузов за рубежом и подготовку преподавателей и молодых ученых в рамках специальных программ дополнительного профессионального образования в формате Train the trainers. По этому направлению активно работает Техническая академия Росатома при поддержке опорных и партнерских вузов госкорпорации — Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Томского политехнического университета, Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева, Уральского федерального университета и др. Данные программы реализуются по актуальным тематикам использования атомных технологий, экологии, радиохимии, методике разработки образовательных программ.
Филиалы российских вузов также обеспечивают системное решение вопросов подготовки кадров под потребности будущих объектов и национальной ядерной инфраструктуры. Так, в Узбекистане и Казахстане уже работают филиалы НИЯУ «МИФИ», в Ташкенте сегодня обучаются более 300 студентов, в Алма-Ате более 80 человек. Готовится создание филиалов МИФИ и ЛЭТИ в Египте для подготовки высококвалифицированных инженерных кадров, в том числе и в интересах проекта АЭС «Эль-Дабаа».
Наиболее интенсивно работа идет со странами, где реализуются крупные проекты. В первую очередь это Турция, где АЭС «Аккую» приближается к пуску и ведется проработка еще одного проекта АЭС. В части подготовки кадров для АЭС «Аккую» уже обучены 392 человека, в этом году приехали учиться в МИФИ и МЭИ 42 турецких студента, в 2025 году прибудут еще 68. Чтобы процесс обучения плавно перешел в Турцию, мы развиваем совместные образовательные программы с вузами в Турецкой Республике. Так, первые студенты-магистранты прибыли в Россию для обучения в рамках совместной программы между НИЯУ «МИФИ» и Стамбульским техническим университетом. В течение первого года обучения они будут изучать русский язык, затем должны провести один год на учебе в Турции, а заключительный год — снова в России, где и завершат магистратуру. Рассматривается вопрос получения двух дипломов. Аналогичные программы реализуются или готовятся и для других стран, выбравших АЭС российского дизайна, — Беларуси, Бангладеш.
— На каком языке в основном идет преподавание, как преодолевается языковой барьер?
Юлия Дмитриева: Сегодня российские университеты предлагают образовательные программы как на русском, так и на английском языках. В зависимости от страны-заказчика возможны варианты: так, одним из важнейших факторов при приеме на работу на АЭС «Аккую» является знание русского — рабочего языка станции, поэтому его освоение для турецких коллег необходимо.
К выбору языка образовательных программ и реализации образовательных проектов нужно подходить с учетом нескольких факторов. С одной стороны, есть задача повышения конкурентоспособности российского образования среди стран, развивающих атомную энергетику и продвигающих свои образовательные услуги. Среди большинства зарубежных партнеров высок спрос на англоязычные программы, их предлагают и наши основные конкуренты. Поэтому российские вузы увеличивают количество программ на английском языке. Но одновременно мы продвигаем и русский язык — это совместная работа с Министерством науки и высшего образования РФ и Россотрудничеством. Есть ряд стран, которые приветствуют обучение именно на русском языке. Традиции успешного образовательного сотрудничества имеют давнюю историю, сегодня ряд высокопоставленных руководителей, получивших образование в нашей стране, рекомендуют именно русскоязычное обучение. В целом у России сложился имидж государства, которое способствует развитию стран через образовательные программы. Мы стараемся оказывать содействие в организации курсов русского языка непосредственно в стране-партнере, в том числе для детей и подростков, чтобы подготовить их к последующему обучению в России.
Также, работая со школьниками, мы проводим для них научно-популярные лекции на месте или в онлайн-формате, иногда с привлечением наших студентов-иностранцев. Наш проект «Амбассадоры российского ядерного образования» собирает наиболее мотивированных и талантливых иностранных студентов. Сегодня он включает 66 активных иностранных студентов из 28 стран, участвующих в крупнейших международных отраслевых проектах Росатома и активно продвигающих вузы за рубежом. Они, опираясь на собственный опыт, рассказывают на родном языке молодежи своей страны о России и программах российских вузов.
В этом случае язык наших мероприятий будет тот, который понимает аудитория: русский, если это работа в СНГ, испанский — в Латинской Америке, арабский — на Востоке. Задача — донести до абитуриентов, что обучение в российском университете позволит получить конкурентоспособное образование, инфраструктура университета позволяет комфортно адаптироваться в незнакомой стране, кроме того, благодаря нашему сотрудничеству с университетами есть возможность прохождения практики иностранными студентами.
— В каких странах ведется работа и какие направления взаимодействия востребованы?
Юлия Дмитриева: В общей сложности мы работаем с 65 странами, и этот круг расширяется. Сейчас в России обучаются более 2000 иностранных студентов по атомным и смежным направлениям подготовки. Понятно, что наиболее активное взаимодействие — там, где строятся новые крупные энергоблоки. Сегодня мы продвигаем как энергетическое, так и неэнергетическое применение ядерных технологий. К примеру, для стран Африки, где преимущественно развит аграрный сектор, актуально применение технологий лучевой стерилизации в сельском хозяйстве и применение ядерных технологий в медицине. Интерес также вызывают различные новые бизнесы Росатома. Характерным примером практического интереса молодежи к атомным технологиям является молодежный форум «Россия — Африка: ядерное образование как потенциал успешного развития региона», в котором участвуют молодые студенты и исследователи из стран Африки, как проходящие обучение в российских вузах, так и работающие за рубежом (более 300 участников ежегодно). В рамках форума мы организуем ряд секций, и опыт показывает, что больше всего ребят из Африки приходят на секции «Агротехнологии», «Ядерная медицина», уже затем — на секции, связанные с энергетическим применением ядерных технологий.
65
количество стран, с которыми сотрудничает Росатом в сфере образования
Цифра
Продвигая российское ядерное образование, мы стремимся создать свое интегрированное предложение в части подготовки кадров (так как Росатом предлагает весь комплекс доступных энергетических и неэнергетических продуктов). Страны-партнеры хорошо воспринимают этот комплексный подход, когда мы показываем им весь спектр образовательных программ и возможностей, которые предлагает Росатом для национального развития. Наше предложение в области подготовки кадров комплексное, оно касается всех уровней подготовки — от курсов разных уровней, вебинаров и семинаров до получения высшего образования в России, международных совместных образовательных программ, стипендий и грантов. Не только развитие технологий и строительство высокотехнологичных объектов, но и развитие системы образования — это вклад в стабильность страны, который наши партнеры ценят все больше. На переговорах с высокопоставленными руководителями один из важнейших аргументов в пользу сотрудничества с нами — это повышение уровня образования в обществе, более высокий уровень технологий, создание новых рабочих мест. Проекты в атомной энергетике настолько масштабны, что взаимоотношения с партнерами — это всегда нечто большее, чем связь «заказчик — поставщик».
Еще один важный фактор на ранней стадии взаимодействия со странами и при старте проектов — обеспечение общественной приемлемости. Например, в странах, которые стремятся осваивать урановые месторождения, важно продемонстрировать экологические преимущества добычи без устройства карьеров и шахт, показать, что такие методы безопасны для окружающей среды. Другое предубеждение, которое нужно преодолевать при отборе кандидатов, — это сложившееся опасение, что женщина не сможет быть трудоустроена в престижной и, по распространенному мнению, традиционно мужской отрасли. Общеизвестная объективно существующая предубежденность — это радиофобия в разных ее видах, от опасений, что станция на берегу помешает рыболовству, до всех других страхов, сопровождающих ядерную энергетику. Чтобы развенчивать эти предубеждения, мы проводим различные научно-образовательные проекты и мероприятия. Фобии мы преодолеваем через просветительскую работу. Она проводится и через научно-популярные лекции, читаемые ведущими профессорами российских вузов, и на молодежных форумах для студентов (не обязательно ядерных специальностей), и через поддержку девушек-студенток из стран-партнеров через стипендиальную программу им. Марии Склодовской-Кюри.
— Синхронизированы ли усилия Росатома с внешнеполитическими ведомствами и структурами, заинтересованными в выходе на внешние рынки?
Вера Упирова: Работа по продвижению российского образования ведется при координации Минобрнауки и МИДа. В первую очередь мы взаимодействуем по вопросу выделения квот на обучение иностранных граждан по атомным и смежным направлениям в российских вузах (это бюджетные места). Неоценимую помощь нам оказывает Россотрудничество. Многие мероприятия по популяризации российского образования и атомных технологий мы проводим на базе Российских центров науки и культуры (РЦНК, или Русских домов), а также российских посольств. Кроме целенаправленной подготовки студентов под зарубежные проекты госкорпорации, также ведется работа по обеспечению нашего политического присутствия. Это стратегическая деятельность на этапе ведения первоначальных переговоров. Вообще именно образовательная повестка очень благоприятна для подготовки переговоров, установления первых контактов между сторонами. И действительно, во многих из 65 стран мы работаем с большим опережением бизнес-активностей. Список актуальных для нас стран уточняется каждый год.
— В какой мере система образования (опорные вузы, вузы-партнеры) готова к работе за рубежом в интересах Росатома и продвижения российских технологий в целом?
Вера Упирова: Когда речь идет уже о наборе студентов, мы привлекаем их конкретно под заказы наших предприятий и интеграторов Росатома. В зависимости от специальностей распределяем в подходящие опорные вузы. Например, если речь о крупных энергоблоках, то рекомендуем МИФИ, если же партнеров интересуют АЭС малой мощности — постараемся продвинуть Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, поскольку именно в этом городе расположена конструкторская организация — родоначальник направления, ОКБМ им. И. И. Африкантова. Если интересует направление ядерной медицины, мы преимущественно предложим Томский политехнический университет с его действующим учебным реактором. По новым направлениям подключаем профильные университеты — например, по геологии, востребованной в странах Африки, подключили НИТУ «МИСИС» и РУДН. В целом, поскольку спектр специальностей растет, кроме 20 опорных вузов, мы ввели понятие «партнерский вуз». С некоторыми из них у нас тоже сложились прочные отношения: так, на химическом факультете МГУ мы реализуем три программы магистратуры (радиохимия, вывод из эксплуатации и радиофармакология), с СПбГТЭУ «ЛЭТИ» развернули работу по направлениям электроника, микроэлектроника и т. д.
Юлия Дмитриева: Когда реализуется определенный проект и заказчик нуждается в новых сотрудниках, мы опираемся на вузы, которые могут подготовить таких специалистов. В этой связи важно отметить необходимость координации индустриально-образовательного сотрудничества. Это взаимодействие налажено, и в целом у нас нет ощущения такой кадровой нехватки, чтобы под какую-либо из наших задач не нашлись исполнители среди российских вузов. Есть опыт удачной коллаборации среди российских вузов в формате сетевых образовательных программ, например программа в области геологии и горного дела МИСИС и РУДН, которые разработали совместный учебный план и организовали слушание лекций в обоих университетах. Если вуз-партнер видит потребность в дополнительном образовательном продукте, то информирует нас, и мы содействуем выстраиванию нужной кооперации.
> 400 иностранных студентов ежегодно проходят практику на предприятиях Росатома и в ресурсных центрах
Цифра
За многие годы работы сложилась устойчивая команда профессоров и преподавателей опорных университетов, кто традиционно выезжает на работу в страны-партнеры для чтения лекций в рамках реализации совместных образовательных программ. Интересный, набравший большую популярность формат для иностранных студентов — хакатон «ХакАтом» (соревнования студенческих команд), куда привлечены наши ведущие преподаватели. Они разрабатывают задания, выстраивают контакты с коллегами в университетах стран-партнеров, где готовятся команды участников. В итоге сформировался конкурс по атомной тематике, объединяющий студентов разных стран и направлений, где задействованы энергетики, ИТ-специалисты, медики, химики и многие другие.
Большую помощь в продвижении российского ядерного образования и сотрудничества между университетами в странах африканского континента оказывает Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы.
— Каким образом организуется практика?
Вера Упирова: Пожалуй, наиболее трудоемкая задача, которая требует большой подготовительной работы, — это организация практической подготовки, поскольку в этом случае в образовательный процесс должны включиться предприятия госкорпорации. Наши зарубежные партнеры и сами студенты настоятельно просят усилить именно практику. Объективные трудности в этом вопросе связаны с особенностями традиционно закрытой отрасли и с требованиями безопасности. Поэтому Росатом оказывает поддержку в создании специальных ресурсных центров на базе НИЯУ «МИФИ», которые оснащены уникальными тренажерами с возможностью моделирования поведения реально действующих ядерных установок и другим оборудованием. Это позволяет имитировать работу АЭС, исследовательских реакторов. У нас сегодня для обучения иностранных студентов работают четыре таких ресурсных центра — в НИЯУ «МИФИ» в Москве, его филиалах в Волгодонске, Нововоронеже и в ИАТЭ в Обнинске.
Ежегодно более 400 иностранных студентов проходят практику на наших предприятиях и в ресурсных центрах. Практическая подготовка должна быть ориентирована на проект, который реализуется в той или иной стране. Поэтому в ходе недавней стратегической сессии с нашими университетами и отраслевыми организациями обсуждали возможность максимального расширения базы для прохождения практики иностранных студентов под актуальные проекты. Одно из следствий работы по расширению базы для практики зарубежных студентов — вовлечение Объединенного института ядерных исследований в Дубне, где ребятам, изучающим неэнергетическое применение ядерных технологий, готовы предоставить возможность ознакомиться с работой реально действующего научного центра. Кроме того, поскольку всю полноту предлагаемых Росатомом технологий на практике изучить невозможно, совместно с департаментом глобального развития реализуется интересный формат — очные и виртуальные технические туры, которые могут быть предложены нашим зарубежным студентам и партнерам.
Возвращаясь к вопросу о взаимодействии с другими российскими структурами, которые развивают международное сотрудничество, нужно отметить, что именно способность Росатома организовать практическую подготовку для зарубежных студентов отмечается как уникальное преимущество. Когда наши коллеги из Россотрудничества рассказывают на мероприятиях о возможностях Росатома, то приводят аргумент: такие объекты уже есть в России и действуют, можно не просто получить образование в России, но и отработать полученные навыки на практике. В этом смысле Росатом — особый партнер в той внешнеторговой деятельности, которую ведет наша страна.
— Геополитическая обстановка в последнее время значительно изменилась. Как это отразилось на вашей работе? Какие ключевые сложности приходится преодолевать в ходе международного продвижения?
Юлия Дмитриева: Несмотря на текущую ситуацию в мире, нам удалось не просто сохранить объемы подготовки иностранных студентов, но и постепенно их наращивать. Ежегодно в наши университеты поступают более 250 студентов для обучения по атомным и смежным направлениям. К 2026 году планируем увеличить набор до 600 человек в год.
Кроме вызовов, обозначенных выше (работа с общественной приемлемостью тех или иных проектов, конкурентоспособность российского ядерного и национального образования в странах), это довольно простые и преодолимые трудности, но из категории вечных. Например, поиск финансирования для зарубежных студентов. Государственная стипендия не позволяет полностью оплатить расходы на проживание, поэтому необходимы дополнительные средства — как финансирование национальных стипендий от стран-партнеров, так и мотивация через специальные стипендии Росатома. Актуален и требует решений вопрос оплаты проезда: квота Российской Федерации предоставляет бесплатное обучение, но не оплату проезда, а для небогатых государств и семей это тоже может быть проблемой.
Вера Упирова: Мы активно применяем те международные инструменты, что остаются доступными, например уже упоминавшаяся программа стипендий МАГАТЭ им. Марии Склодовской-Кюри для поддержки женщин в атомных науках и технологиях. Наша страна принимает участие в этой программе натуральным взносом, покрывая стоимость обучения. Но мы видим, что этого недостаточно, и поддерживаем студенток по этой программе ежемесячной стипендией в 20 тыс. рублей. Еще одна стипендиальная программа Росатома действует для талантливой молодежи в странах СНГ, ее участники тоже получают аналогичную стипендию. В следующем учебном году планируем расширить ее и на страны Африки.
Юлия Дмитриева: В целом ни одна из перечисленных проблем, равно как и активность зарубежных конкурентов в борьбе за таланты, не становится непреодолимым препятствием для нашей зарубежной работы. Мы с оптимизмом смотрим в будущее.
Только что завершилась первая Международная зимняя школа для иностранных студентов в рамках серии образовательных мероприятий Международного научно-образовательного центра «Обнинск Тех», который должен стать кластером международного ядерного образования в родном городе мирного атома.
123 иностранных студента опорных вузов Росатома из 34 стран мира (в их числе Руанда, Чехия, Замбия, Камбоджа, Куба, Шри-Ланка, Индонезия, Иордания, Бангладеш, Камерун, Египет, Узбекистан, Казахстан и др.) прошли образовательную программу на базе ИАТЭ НИЯУ «МИФИ» при поддержке госкорпорации «Росатом» и НИЯУ «МИФИ». Были представлены 12 командных студенческих проектов, направленных на популяризацию атомных технологий.
Одной из задач программы стала демонстрация спектра карьерных возможностей для выпускников, которые будут работать на атомных объектах в своих странах.
Стратегический план Росатома — намерение занять весомую долю международного рынка ядерного образования — реалистичен и выполним по той причине, что встречает активную поддержку в целом ряде стран, которые хотели бы развивать национальную систему образования, поднять социальный и технологический уклад на новый уровень. А интегрированное предложение Росатома, с учетом существующей системы подготовки кадров, — уникальный инструмент для достижения этой цели.