Индивидуализированное общество
Книжная полка

Индивидуализированное общество

«Текучая современность» как действительность нового типа

В 2001 году увидела свет книга видного социолога Зигмунта Баумана «Индивидуализированное общество», наделавшая довольно много шума. Труд был посвящен новому состоянию общественной жизни, которое представляет собой исторический итог модернизации и дерегулирования социально-экономических и политических отношений. Это общество, определяемое автором как индивидуализированное, отличают усиление роли неконтролируемых человеком сил и тенденций, нарастание неуверенности и неопределенности, подавление тех проявлений человеческого духа, которые в прежние эпохи вдохновляли людей на социальные преобразования. Благодаря глубокому пониманию реалий эпохи и незаурядному литературному дару автора, книга вызвала широкий общественный резонанс и была переведена на многие языки.

Профессор Бауман уверен, что современное общество радикально отличается от всех предшествующих форм человеческого существования. Один из основных его выводов гласит: «На [современной] стадии… мы вступили на территорию, которая никогда прежде не была населена людьми, — на территорию, которую культура в прошлом считала непригодной для жизни». Эта непригодность для жизни определяется тем, что на сегодня потеряна сбалансированность между общественным и частным, за счет которой поддерживалась устойчивость социального порядка; современное общество в принципе не признает потребности в диалоге между общественным и частным. Как отмечает автор, «частное сегодня вторглось на территорию общественного, но отнюдь не для того, чтобы взаимодействовать с ним», «общественное колонизируется частным; публичный интерес деградирует до любопытства к частной жизни общественных деятелей, общественные проблемы, которые не могут быть подвергнуты подобной редукции, и вовсе перестают быть понятными».

Зигмунт Бауман (1925–2017) — британский социолог, профессор Лидского университета. В сферу его научных интересов входили глобализация и антиглобализация, бедность и труд, социальные движения, проблемы общества потребления. В центре исследований Баумана — современное общество, во многом лишенное веры в прогресс. Ученый использует метафору «текучая современность» для описания эпохи, в которую вступает человечество и которая характеризуется большой неопределенностью как в жизни индивида, так и в социальной жизни. Это состояние непрерывного перемещения, плавления, перетекания и в то же время начало подвижной стадии, при которой идет построение новой действительности.

Справка

«Индивидуализация пришла надолго»

Индивидуализация рассматривается Бауманом в первую очередь как отрицание форм социальности, известных из прошлого, как нечто, выступающее в одно и то же время причиной и следствием фрагментации и социальной действительности, и жизни каждого конкретного человека; в новых условиях не только масштабные социальные задачи подменяются личными желаниями и стремлениями, но и сами люди все чаще и охотнее отказываются от «долгосрочной» ментальности в пользу «краткосрочной».

Объективные социальные процессы трансформируют менталитет людей, а мировоззрение человека формирует новый облик современного социума. Такой «самоподдерживающийся» характер нарастающей индивидуализации позволяет автору утверждать, что «индивидуализация пришла надолго; все, кто задумывался о том, как относиться к ее влиянию на образ жизни каждого из нас, должны исходить из признания этого факта».

В своей книге профессор Бауман многократно противопоставляет прежнее и нынешнее общество в категориях модернити и постмодернити. Последний термин широко распространился в последние десятилетия и стал сегодня общеупотребительным. Постмодернити рассматривается автором в первую очередь с точки зрения социальных последствий и воздействия на современную личность. Постмодернити понимается как индивидуализация общества и подчеркивает значимость самоощущения человека для важнейших процессов, характеризующих современный социум.

Бауман видит несколько признаков индивидуализированного общества. Это утрата человеком контроля над большинством значимых социальных процессов; возрастающая в связи с этим неопределенность и прогрессирующая незащищенность личности перед лицом неконтролируемых ею перемен; возникающее в таких условиях стремление человека отказаться от достижения перспективных целей ради получения немедленных результатов, что в конечном счете приводит к дезинтеграции как социальной, так и индивидуальной жизни.

Как следствие, общество начала XXI века можно охарактеризовать, с одной стороны, стремительным усложнением экономических процессов, а с другой — все более явной фрагментированностью человеческого существования. Противоречие между этими процессами и составляет основную проблему современного общества; сегодня нетрудно заметить, что при всей «индивидуализированности» социума в нем побеждают именно тенденции к самодостаточности хозяйственных процессов, в то время как социальное начало становится все менее значимым.

Именно в этом кроется основная причина того, что современное общество пропитывается антигуманизмом, а современный человек становится все более дезориентированным, ограниченным и беспомощным.

Без незыблемых ценностей

Анализируя утрату обществом контроля над явлениями, важными для его нормального функционирования, автор противопоставляет, с одной стороны, разумные и осознанные людьми стратегии, которые он de facto объединяет в понятие «политика», и, с другой стороны, слепые экономические и социальные силы, не допускающие над собой особого контроля. Таким образом, международный капитал и финансы действуют, не будучи скованными никакими принципами этики, никакими пространственными ограничениями, и при этом практически не могут быть призваны к ответу.

Еще один важнейший признак жизни современного общества, и на нем автор останавливается, пожалуй, наиболее подробно, состоит в радикальном пересмотре всей системы ценностей, еще недавно представлявшихся практически незыблемыми. Главная роль принадлежит здесь отказу от достижения людьми долгосрочных целей и задач, что отмечалось выше. Если человек утрачивает веру в возможность последовательно двигаться к определенным целям, то для него теряет значение социальная устойчивость, в том числе и устойчивость любых межличностных отношений.

Еще одно фундаментальное качество жизни современного индивидуализированного общества видится автору в снижении возможностей человека контролировать собственную судьбу, в возрастании неопределенности человеческого бытия; при этом, подчеркивает Зигмунт Бауман, неотвратимые силы глобализации навязывают людям понимание этой неопределенности как блага, как лучшего из возможных вариантов.

Все эти социальные процессы получили название «жидкое, или гибкое, общество» — общество, в котором свобода понимается в том числе и как отказ от обязательств общества по отношению к своим членам. В свою очередь, такие тенденции привели к запросу на патриархальные системы управления, в которых по-прежнему фигурируют такие понятия, как «социальные обязательства». И хотя индивидуализация общества — это уже объективная реальность, последнее слово еще не сказано.