Не так страшно ВТО, как политические рудименты
Несмотря на убедительную риторику, звучащую сегодня из-за океана, тематика членства нашей страны в мировом торговом клубе окружена пеленой страхов и опасений. Совершенно, впрочем, напрасных.
История и функции Всемирной торговой организацииВТО – международное некоммерческое объединение, регулирующее внешнеэкономическую деятельность стран-участницЯвляется правопреемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ)Образована: 1 января 1995 г. на основании системы взаимных договоренностей (т. н. Уругвайского раунда) между странами-членами ГАТТЧлены ВТО: 153 государства (на 2010 г.)
Функции ВТО:Контроль выполнения торговых соглашений, заключенных между членами ВТО
Организация и обеспечение торговых переговоров между членами ВТО
Наблюдение за торговой политикой членов ВТО, разрешение торговых споровмежду членами организации
В середине следующего года Россия может стать полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО). Поправка Джексона-Вэника, этот анахронизм эпохи холодной войны, Соединенные Штаты намерены отменить уже до конца текущего года. Данный барьер в экономическом взаимодействии двух стран с 1974 года запрещает предоставлять режим наибольшего благоприятствования в торговле странам, ограничивающим право граждан на эмиграцию. Эта поправка в закон о торговле США была внесена специально против СССР, который перестал суще- ствовать в 1991 году.
Однако, несмотря на столь убедительную риторику, звучащую сегодня из-за океана, тематика членства нашей страны в мировом торговом клубе окружена пеленой страхов и опасений. Совершенно, впрочем, напрасных. Ведь даже по самому пессимистичному сценарию, рассчитанному экспертами, экономические потери от вступления в ВТО могут привести к снижению ВВП на 0,5 процента.
ВТО – международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами.
Но и этого произойти не должно по двум причинам. Во-первых, условия присоединения России к ВТО существенно лучше, чем многих других государств. А во-вторых, в рамках ВТО у России остается возможность включить защитные рычаги, если, скажем, низкие импортные пошлины несут угрозу отечественным производителям.
Внешняя торговля в настоящее время является одним из важнейших секторов российской экономики, так как именно она определяет динамику многих макроэкономических параметров. И задача правительства в этой связи заключается в попытке создать условия для дальнейшего развития внешнеэкономических связей и их эффективного использования в целях повышения конкурентоспособности экономики и уровня жизни населения. В свою очередь, стратегическим направлением внешнеторговой политики России является интеграция страны в мировое экономическое сообщество.
Российская атомная отрасль также не предполагает серьезных опасений возникновения новых торговых барье- ров. К примеру, руководство одного из крупнейших в мире поставщиков товаров и услуг в сфере ядерного топливно- го цикла ОАО «Техснабэкспорт» уверено: вступление России в ВТО не должно привести к введению ввозных пошлин на природный уран. Но Россия сохраняет за собой право ввода импортной пошлины на природный уран (классификатор ТН ВЭД 2844 10 900 0), которая на сегодняшний день равна нулю. В частности, на момент присоединения к организации ставка может составлять до 5%, к 2014 году предельно допустимое значение снижается до 3%.
28 октября 2011 года было объявлено, что Грузия согласна на вступление России в ВТО. Это было последнее двустороннее соглашение на пути вступления России в ВТО.
Значение нулевой пошлины
До середины 2006 года в российском таможенном тарифе была установлена 5%-ная ввозная таможенная пошлина на природный уран. Затем Федеральное агентство по атомной энергии при экспертной поддержке Техснабэкспорта обосновало в Правительстве России снижение ставки пошлины до 0%. Это было сделано сначала временно, на один год, а затем и на постоянной основе.
Как известно, таможенные пошлины выполняют, прежде всего, регулирующую и защитную и лишь во вторую очередь – фискальную функции. По крайней мере, это справедливо для государств, которые делают акцент на долгосрочном развитии своей промышленности по отношению к краткосрочной цели максимизации налоговых поступлений и которые руководствуются выведенной еще Д. Риккардо теорией относительных преимуществ и впоследствии развитой в теореме Хекшера-Олина.
В частности, российская атомная отрасль тогда, в 2006 году, на цифрах показала, что нулевая ввозная пошлина на природный уран усилит конкурентные преимущества экспортно-ориентированной российской промышленности по обогащению урана, основанной на передовой технологии и обладающей высокой рентабельностью. Одновременно увеличение и удешевление импорта природного урана в Россию, потребности которой в этом сырье атомной энергетики превышают его добычу, благотворно скажется и на отраслевом сырьевом балансе. Со- четание же этих двух факторов позволит в долгосрочном периоде получить больший доход в бюджеты всех уровней по сравнению с продолжением взимания 5%-ной пошлины на урановое сырье.
Как известно, таможенные пошлины выполняют, прежде всего, регулирующую и защитную и лишь во вторую оче- редь – фискальную функции.
Тем самым конкурентные преимущества отечественной промышленности по обогащению урана были выравнены по отношению к странам наших конкурентов в этой области, где действует нулевая ставка пошлины на природный уран, – США, страны ЕС, Китай и Япония.
Как уже отмечалось выше, существует намерение оставить за Россией право на увеличение импортной пошлины на природный уран при вступлении в ВТО до 5% с последующим ее снижением до 3% к 2014 году. И вот здесь важно мыслить логически: при вступлении в ВТО Россия берет на себя обязательства по снижению средневзвешенных пошлин на импорт промышленных товаров до определенных размеров. На первый взгляд, для выполнения этого обязательства пошлину на природный уран надо снижать, а не повышать, а поскольку потенциал снижения для уже нулевой пошлины отсутствует, то вступление России в ВТО вообще не должно затрагивать эту пошлину.
Однако ключевые слова в обязательствах России – «средневзвешенные пошлины». Это означает, что, гипоте- тически, при вступлении в ВТО Россия могла бы повысить пошлину на природный уран с тем, чтобы затем в рамках многосторонних торговых переговоров ее снизить, но при этом добиваться сохранения относительно высоких пошлин на иные товарные позиции в тех отраслях, которые критически важно защитить от усиления иностранной конкуренции.
Но на практике вероятность такого рода действий мала, так как они нанесли бы серьезный удар по российской промышленности по обогащению урана. Ведь значительный объем мощностей, прибыли и налоговых отчислений от их высокорентабельной работы формируется за счет переработки зарубежного природного урана, а возврат к таможенной пошлине значительно уменьшит приток этого сырья. Как считают в руководстве Техснабэкспорта, Россия в целом потеряла бы больше, чем получила при вводе в нынешнее состояние дел пошлины на природный уран.
Росэнергоатом не объявляет международные тендеры на закупку ядерного топлива и его компонентов исключительно по экономическим соображениям. Ведь очевидно, что предложение высококонкурентной и надежной российской промышленности будет и дешевле, и содержит в себе меньше рисков.
Кроме того, в компании не видят значительного риска для российской обогатительной промышленности и в случае нижения сегодняшней 5%-ной ввозной пошлины на низкообогащенный уран. Дело в том, что запас конку-рентоспособности российской технологии обогащения урана многократно превышает этот барьер.
На Западе бытует мнение, что Россия «закрывает» свой рынок ядерного топливного цикла от зарубежной кон- куренции. В ответ на это зарубежные производители якобы пытаются морально обосновать введение торговых ограничений в своих странах в отношении российской урановой продукции. На самом деле, это не так. Никаких законодательных ограничений и запретов не существует, однако российская атомная генерирующая энергоком- пания «Росэнергоатом» не объявляет международные тендеры на закупку ядерного топлива и его компонентов исключительно по экономическим соображениям. Ведь очевидно, что предложение высококонкурентной и надежной российской промышленности ядерного топливного цикла будет и дешевле, и содержит в себе меньше рисков, чем любое зарубежное предложение.
В 2006 году российская атомная отрасль на цифрах показала, что нулевая ввозная пошлина на природный уран усилит конкурентные преимущества российской промышленности по обогащению урана. Тем самым российские поставщики были выравнены по отношению к странам наших конкурентов в этой области.
К тому же Росэнергоатом входит в состав Госкорпорации. Потому стоимость закупок ядерного топлива для российских АЭС является не чем иным, как внутренним оборотом. Так зачем же тогда тратить усилия и средства на проведение международных тендеров? Также следует отметить, что в странах, куда Техснабэкспорт экспортирует урановую продукцию (страны ЕС, США, Япония, Южная Корея, Китай, Мексика, ЮАР), таможенные пошлины в ее отношении также нулевые, поэтому потенциал присоединения России к ВТО в области уменьшения ввозных пошлин на урановую продукцию в эти страны отсутствует.
Отмена политических атавизмов
Исключение составляет генеральная 3,3%-ная пошлина в США на импорт тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ) и топливных сборок (ТВС), включая содержащийся в них обогащенный уран. Также в США действует 2,6%-ная генеральная пошлина на оборудование производств по обогащению урана.
На сегодня в ВТО состоит 153 страны, на долю которых в сумме приходится 97 % мирового торгового оборота.
Не исключено, что в будущем Техснабэкспорт, ТВЭЛ и другие организации Росатома смогут экспортировать машиностроительное оборудование атомной промышленности и энергетики на этот крупнейший мировой рынок. О планах Росатома о строительстве в США заводов по обогащению и фабрикации топлива было заявлено ранее. Гипотетически, многосторонние тарифные переговоры в рамках ВТО позволяют рассчитывать на снижение этих ставок.
Правда, европейские участники рынка из стран, которые давно являются членами ВТО, безуспешно добивались снижения этих ставок. В частности, англо-германо-голландская компания по обогащению урана Urenco затратила значительные усилия и средства на это при сооружении в США завода по обогащению урана, но тщетно. А фран- цузская AREVA? Также сооружающая в США завод по обогащения намерена в ближайшее время объявить об отказе от проекта.
Компании Росатома осуществляют страхование своих грузов от утраты, повреждения и иных рисков, расходы на которое довольно весомы. Потому и ожидаемое увели- чение конкуренции в сфере страхования предприятиями атомной отрасли лишь приветствуется.
При этом Россия входит в перечень развивающихся стран, в отношении которых должна действовать нулевая преференциальная пошлина (так называемая «Генеральная система преференций»). На самом же деле пониженные ставки пошлин в отношении российских товаров в США не применяются вследствие действия политически-мотивированного атавизма – печально-известной поправки Джексона-Вэника. Поэтому необходимо юридически проработать возможности использования механизма разрешения споров ВТО для отмены этого рудимента на том основании, что политические мотивы не должны ограничивать международную торговлю.
Также механизм разрешения споров ВТО мог бы использоваться и для устранения других политически-мотивированных торговых ограничений, в особенности количественных. Ведь попытки оказания политического давления посредством введения торговых ограничений, да еще и количественных, явно несовместимы с принципами ВТО. Вероятно, у России имеется шанс препятствования повторению подобных случаев в будущем. Однако и здесь требуется глубокая юридическая проработка, тем более что соглашения ВТО в определенных аспектах не имеют приоритета над национальным законодательством США.
Стоит отметить, что в отличие от атомной промышленности не все сектора российской экономики с воодушевлением смотрят на вступление страны в ВТО. В частности, пессимистично настроены автомо- билестроительная и сельскохозяйственные отрасли, опасающиеся, что «зарубежная конкуренция» поставит их на грань выживания.
Импорт станет дешевле
Еще один гигант по производству и поставкам современного оборудования для атомной отрасли, компания «Атомэнергомаш», также вполне оптимистично смотрит на перспективы вступления России в международный торговый клуб. Эксперты предприятия склонны видеть выгодные позиции компании и по импорту комплектующих, и по экспорту продукции, выпускаемой Атомэнергомашем.
Во-первых, полагают в руководстве холдинга, в соответствии с условиями вступления в ВТО импорт станет дешевле после снижения пошлин. А во-вторых, снижается вероятность необоснованных ограничений на готовую продукцию, экспорт которой станет более конкурентным. Так что оба варианта развития событий для Атомэнергомаша представляются весьма перспективными, учитывая, что в состав холдинга входят более 40 энергомаши-ностроительных компаний, изготавливающих оборудование для 13% АЭС в мире и 40% тепловых электростанций в России, СНГ и странах Балтии.
Не стоит забывать и о других выгодах, которые принесет вступление России в ВТО, и, несомненно, выгодные круп- нейшим производителям. Здесь можно отметить ожидаемое увеличение международной конкуренции на российских рынках финансовых и страховых услуг, так как доля иностранного участия в секторе страхования повышается до 50%. Компании Росатома осуществляют страхование своих грузов от утраты, повреждения и иных рисков, расходы на которое довольно весомы. Потому и ожидаемое увеличение конкуренции в сфере страхования предприятиями атомной отрасли лишь приветствуется.