На прочном фундаменте
Как в Китае развивается культура ядерной безопасности
Культура ядерной безопасности является одной из ключевых основ стратегии и, можно сказать, философии «атомного чуда» Китая. Постоянное повышение эффективности оценки и развития культуры безопасности вносит значительный вклад в обеспечение ядерной безопасности атомных энергетических технологий КНР и повышает их конкурентоспособность на мировом рынке. Знакомим читателей «Вестника атомпрома» с эволюцией концепции культуры ядерной безопасности в КНР, методологией и практикой ее оценки и развития, а также с особенностями и отличиями от мировых трендов и российского подхода.
Атомная отрасль Китая: большие планы
Китай в 14-ом пятилетнем плане, охватывающем 2021–2025 гг. с перспективой до 2035 г., ставит задачу увеличить мощности атомной энергетики до 70 ГВт к 2035 г. (на май 2022 г. мощности составляли 52 ГВт). Согласно последнему отчету Китайского института ядерных стратегических исследований, по состоянию на май 2022 г. в материковом Китае строится 15 атомных энергоблоков общей установленной мощностью 15,5 ГВт (по этому показателю страна занимает первое место в мире в течение последних 15 лет).
Юлия Валентиновна Черняховская — заместитель генерального директора по ядерной инфраструктуре АО «Русатом Сервис», доцент кафедры экономики и менеджмента в промышленности факультета бизнес-информатики и управления комплексными системами НИЯУ МИФИ, кандидат экономических наук.
Эдуард Васильевич Волков — директор Обнинского научно-исследовательского центра (ОНИЦ) «Прогноз», эксперт МАГАТЭ, ВАО АЭС.
Авторы благодарят сотрудников региональных центров «Росатом — Юго-Восточная Азия» и «Росатом — Восточная Азия» за ценные замечания и уточнения по материалам статьи.
Коротко об авторах
А что за рубежом? В 2010 году Китай выдвинул инициативу «Один пояс, один путь», ее суть — продвижение новой модели международного сотрудничества и развития с помощью укрепления региональных двусторонних и многосторонних механизмов взаимодействия с участием Китая. В рамках этой инициативы Китай подписал более 200 документов со 148 странами и 32 международными организациями. Согласно инициативе «Один пояс, один путь», к 2030 году страны, присоединившиеся к этому проекту с его новой моделью кооперации с предприятиями КНР, построят 107 новых атомных энергоблоков общей установленной мощностью 115 ГВт, что составит 81% мирового рынка атомной энергии за пределами Китая (сюда относятся проекты в странах Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки и Европы, например Замбии, Египте, Вьетнаме, Бангладеш, ОАЭ, КСА, Казахстане, Узбекистане, Индонезии, Филиппинах, Польше, Чехии, Никарагуа).
Особое место в плане развития атомной отрасли Китая отводится развитию культуры ядерной безопасности для претворения в жизнь концепции «рациональности, координации и прогресса», предложенной председателем КНР Си Цзиньпином в отношении ядерной безопасности Китая. Потрясает не только масштаб планов КНР, но и пристальное внимание к деталям и их педантичная отработка.
Последовательное укрепление культуры ядерной безопасности Китая — это еще один «кирпичик» программы трансфера зарубежных технологий в Китай (американского проекта AP-1000, французского EPR-1600 и др.) и повышения конкурентоспособности китайских ядерных технологий и оборудования на мировом рынке, которое идет по нескольким направлениям.
Во-первых, это получение референции для собственного проекта реактора поколения III Hualong One (HPR1000): подключение к сети пятого блока АЭС «Фуцин» в ноябре 2020 г. ознаменовало выход Китая из-под «патентного ига» иностранных компаний и официальное вступление в ряды передовых стран — поставщиков АЭС для зарубежных заказчиков. В марте 2021 г. получена первая экспортная референция — второй энергоблок АЭС «Карачи» (Пакистан) с реактором Hualong One подключен к сети (третий энергоблок — в марте 2022 г.).
Второе направление — «аккредитация» китайского проекта зарубежными партнерами, т.е. получение одобрения в рамках проекта на площадке Агентства по ядерной энергии Организации экономического сотрудничества и развития (MDEP NEA OECD) в 2017 г.; получение сертификата на соответствие требованиям Клуба эксплуатирующих организаций Европы в 2020 г. и, наконец, положительное заключение Управления по ядерному регулированию и Агентства по охране окружающей среды Великобритании, выдавших разрешение на допуск проекта на внутренний энергетический рынок Великобритании в рамках лицензионного процесса Generic Design Assessment в феврале 2022 г.
Третье направление связано с постоянным развитием нормативно-правовой базы для соответствия самым современным нормам безопасности при содействии МАГАТЭ, для чего, помимо прочего, в 2010 г. в Китай была приглашена первая экспертная миссия МАГАТЭ по регулирующей основе (IRRS), а в 2016 г. проведена повторная миссия. Логика простая — только самая современная нормативная база позволит разработать и создать самые конкурентоспособные на мировом рынке технологии АЭС.
Практика оценки культуры ядерной безопасности
Большинство организаций атомной отрасли Китая (все операторы АЭС и крупнейшие поставщики — изготовители оборудования, поставщики услуг) проводят мероприятия по формированию и оценке культуры ядерной безопасности.
Согласно 13-му пятилетнему плану по ядерной безопасности, предотвращению и контролю радиоактивного загрязнения в перспективе до 2025 года, Госуправление по ядерной безопасности развивает механизм надзора и оценки культуры ядерной безопасности как части ежегодных инспекций деятельности по обеспечению ядерной безопасности, а также отвечает за продвижение подходов к оценке и развитию единой концепции культуры ядерной безопасности.
В рамках этой работы Госуправление по ядерной безопасности проводит общенациональные конференции по обмену опытом и извлеченным урокам, а также тематические форумы для поставщиков оборудования и услуг. В целях популяризации знаний о ядерной безопасности и культуре безопасности Госуправление разработало и реализует план действий в области коммуникаций по вопросам культуры безопасности, публикует разъяснительные материалы и новости на своем сайте и в официальном аккаунте в сети WeChat (запущенной в Китае в 2011 г. и сейчас объединяющей свыше 1,5 млрд человек по всему миру). Целевой аудиторией являются не только предприятия атомной отрасли, но и общественность и региональные власти. Например, вопросы культуры ядерной безопасности освещаются в рамках ежегодного Всенародного дня воспитания правильного отношения к государственной безопасности, чтобы повысить осведомленность молодежи (начиная со школьников).
Поставщикам оборудования и услуг уделяется особое внимание — согласно последнему национальному докладу 2019 г. в рамках Концепции по ядерной безопасности, развитие культуры безопасности у генеральных подрядчиков и субподрядчиков проектов АЭС является вызовом и зоной роста атомной отрасли Китая. Госуправление по ядерной безопасности стимулирует предприятия, поставляющие номенклатуру, важную для безопасности, и работающие на основании соответствующих лицензий, публиковать их собственные политики и задачи в области развития культуры ядерной безопасности, проводит проверки их программ обеспечения качества и представляет специальные руководящие документы по культуре безопасности для предприятий — поставщиков оборудования и услуг (представителей их правовых департаментов для издания внутренних правовых актов). Оценка культуры ядерной безопасности является составной частью всеобъемлющих инспекций регулятора, проводимых на предприятиях — изготовителях оборудования для АЭС.
После выпуска Характеристик культуры ядерной безопасности Китайская ассоциация ядерной энергетики (China Nuclear Energy Association, CNEA) выпустила Стандарты экспертной оценки и примеры культуры ядерной безопасности на атомных электростанциях. С 2017 г. Китайская ассоциация ядерной энергетики реализует практику коллегиальной оценки культуры ядерной безопасности АЭС на базе единых отраслевых стандартов, а также проводит регулярные обучающие мероприятия в области оценки и развития культуры ядерной безопасности. Регулятор (Госуправление по ядерной безопасности) именно ассоциации CNEA в 2017 г. поручил провести первые оценки культуры безопасности на пилотных 10 предприятиях — проектировщиках и поставщиках оборудования для атомной отрасли. Кроме того, CNEA сформировала группу старших экспертов и создала коммуникационную платформу для обмена информацией.
Проблемы оценки культуры ядерной безопасности
Китайские эксперты (прежде всего Госуправление по ядерной безопасности) после более чем 10 лет практики обнаружили следующие проблемные аспекты в области оценки культуры ядерной безопасности с точки зрения механизма управления, организации и проведения оценки.
1. Частота оценки. Мероприятия по оценке культуры ядерной безопасности на АЭС Китая проводит целый ряд заинтересованных сторон: государственные регулирующие органы (Госуправление по ядерной безопасности и его региональные филиалы), управляющие компании операторов АЭС (акционерные общества) и внешние организации в стране и за рубежом (МАГАТЭ, ВАО АЭС и т.д.). Дублирующие друг друга работы по самооценке и оценке культуры безопасности по различным методикам и наборам атрибутов обременительны для руководства и персонала АЭС.
2. Различные критерии оценки. Китайские подходы к оценке культуры безопасности развивались с учетом и под влиянием методик и извлеченных уроков МАГАТЭ, ВАО АЭС, Института эксплуатации атомной энергетики США (INPO), проектов под эгидой Агентства по атомной энергии ОЭСР (NEA OECD) и других международных организаций. В результате сформировались различные классификации характеристик и атрибутов модели оценки культуры безопасности, разные методы обработки данных, что сделало результаты оценок разных АЭС и предприятий — поставщиков оборудования и услуг плохо сопоставимыми друг с другом.
3. Эффективность и адекватность оценки. Достижение качественной, всесторонней и достоверной оценки культуры ядерной безопасности связано с проблемой неопределенности, которая зависит от многих факторов (опыт и отношение членов команды к оценке, понимание стандартов оценки, контроль процесса оценивания, прозрачность и актуальность/своевременность предоставляемых данных). Все указанные факторы оказывают влияние на эффективность и достоверность оценки, ее корректное отражение реальной ситуации на предприятии.
Направления развития оценки культуры ядерной безопасности
Для преодоления вышеуказанных проблем, а также для выполнения задач расширения атомной отрасли КНР эксперты Госуправления по ядерной безопасности и других организаций отрасли рассматривают следующие решения (с учетом рекомендаций международных экспертов МАГАТЭ, NEA OECD, итогов экспертных миссий IRRS и др.).
1. Стандартизация процедуры и критериев оценки. Необходима дальнейшая оптимизация системы оценивания, улучшение универсальности критериев оценки и повышение уровня квалификации специалистов, проводящих оценку. Важно установить в отрасли единый стандарт оценки культуры ядерной безопасности, а также сформулировать прозрачные стандартизированные процедуры инспекции сугубо по культуре ядерной безопасности для АЭС или предприятия-изготовителя. В частности, рекомендуется постоянно оптимизировать содержание и повышать стандартизацию анкеты; уделять больше внимания этапу подготовки к оценке в части рассмотрения пакета документов; оптимизировать банк вопросов оценочного интервью, повышая уместность и точность вопросов. Классификация и проверка субъективных и объективных данных обеспечивает размер и репрезентативность выборки, а также повышает достоверность данных и достоверность заключения по результатам оценки. Необходимо разрабатывать руководства с типовыми практическими рекомендациями по развитию культуры ядерной безопасности на предприятиях разных типов (оператор или поставщик оборудования/услуг).
2. Повышение квалификации пула экспертов. Необходимо развивать пул экспертов по оценке (прежде всего, инспекторов Госуправления по ядерной безопасности) и вести учет реализованных проектов для удовлетворения растущих потребностей атомной отрасли страны. Важно повышать квалификацию специалистов, проводящих оценку, за счет обучения и мониторинга их профессиональных знаний и навыков. Обучение специалистов следует проводить с использованием методов авторизации по всем инструментам оценки культуры безопасности (наблюдение, интервью, анализ документов, анкетный опрос и др.), по стандартизированным учебным материалам, сосредоточив внимание на знании стандартов безопасности и навыках проведения оценки.
3. Расширение пула экспертов, развитие наставничества, улучшение процесса оценки. Основываясь на предыдущей практике оценки, рекомендуется выбрать экспертов, которые накопили опыт работы в области культуры ядерной безопасности, и добавить наблюдателей для помощи специалистам, проводящим оценку, в их работе (развивая институт наставничества). Следует уделять внимание предоценочной подготовке (как этапу обучения): на этом этапе опытные и молодые специалисты должны досконально познакомиться со стандартами, методами и процедурами оценки, определить потребности оцениваемых АЭС. Далее наставник-руководитель должен исполнять роль координатора и помогать руководителю группы в планировании, организации и исполнении всего процесса. По итогам наставник должен проанализировать работу специалистов, проводящих оценку, выдвинуть предложения по улучшению, организовать короткое итоговое совещание в течение одной недели после завершения работы, где будут выслушаны и эксперты группы оценки, и представители оцениваемого предприятия, провести разбор возникших проблем и выработать предложения по улучшению процесса оценки.
4. Систематизация опыта оценки в общеотраслевой базе. Необходимо обобщать опыт проведенных оценок, систематизировать обратную связь и повышать эффективность оценки культуры ядерной безопасности. Для этого Госуправление развивает общеотраслевую базу данных по оценке культуры ядерной безопасности — онлайн-систему по аккумулированию лучших практик, извлеченных уроков и обратной связи. Необходимо проводить регулярный анализ собранных данных, углубленное исследование закономерностей оценки и тенденций развития, а также публиковать аналитические отчеты для заинтересованных сторон.
5. Создание механизма координации для оптимизации распределения ресурсов. В целях оптимизации мероприятий по оценке и развитию культуры ядерной безопасности предлагается проводить совместные (перекрестные) оценки общими командами экспертов, унифицировать методики (до уровня показателей) и наладить обмен нечувствительной информацией между АЭС. С целью снижения нагрузки на персонал АЭС рекомендуется рационализировать периодичность проведения процедур оценки. В случае, если обнаружены признаки ослабления по определенным параметрам, то компенсирующие мероприятия должны фокусироваться именно на данных областях. При этом следует отслеживать и учитывать тенденции развития методологии оценки культуры ядерной безопасности в мире.
Особенности китайского опыта
Развитие культуры ядерной безопасности, равно как и системы оценки культуры ядерной безопасности, не может произойти одномоментно. Китайская стратегия развития культуры ядерной безопасности охватывает все основные этапы, от самооценки до выработки и реализации компенсирующих мероприятий. Развитие происходит последовательно и включает в себя разработку нормативно-правовой основы, подготовку кадров и анализ извлеченных уроков при систематической сверке с общемировыми тенденциями.
Регулирующий орган в атомной отрасли Китая — Госуправление по ядерной безопасности — демонстрирует приверженность безопасности и лидерскую позицию в организации собственной деятельности по развитию культуры безопасности. Регулирующий орган уделяет особое внимание развитию культуры безопасности в тех организациях, которые входят в цепочку поставщиков для проектов АЭС. При проведении оценки культуры ядерной безопасности в КНР на этапе анализа полученных данных, характеризующих текущий уровень культуры безопасности, используется модель, разработанная с учетом рекомендаций МАГАТЭ, ВАО АЭС.
В Китае наблюдается потребность гармонизации подходов по критериям оценки культуры безопасности. Такой проблематики не существует в России в силу унификации всех подходов к оценке и развитию культуры безопасности через централизованное управление АО «Концерн «Росэнергоатом».
Еще одно наблюдение. В отличие от вопросов оценки культуры ядерной безопасности, в Китае до сих пор не отражены в достаточной степени в части разработки методологических и регламентирующих документов следующие аспекты: мероприятия по развитию и совершенствованию культуры ядерной безопасности; интегрирование культуры безопасности в систему управления предприятий отрасли; определение и оценка эффективности корректирующих действий по результатам оценки культуры ядерной безопасности.
Опыт проведения внешних оценок культуры безопасности организациями атомной промышленности КНР в подрядных организациях можно рассматривать как положительную практику, которую можно использовать предприятиям госкорпорации «Росатом». Сейчас в российской практике развивается опыт аудитов подрядных организаций — поставщиков оборудования и услуг для международных проектов (например, АЭС «Пакш-2»), которые направлены на оценку деятельности по развитию и совершенствованию культуры безопасности. Аналогичные требования есть и в рамках экспертных миссий МАГАТЭ (Operation Safety Review Team — OSART) и партнерских проверок ВАО АЭС на российских АЭС (согласно которым АЭС начинали предъявлять запросы к поставщикам в части культуры безопасности). Аналогичный подход перспективно рассмотреть и для других проектов в России и за рубежом.