С юбилеем, Игорь Васильевич!
В Озерске отпраздновали 120-летие Курчатова
Запоминается лучше всего эмоционально окрашенная информация. Поэтому знания и факты об атомной отрасли в сети Информационных центров по атомной энергии «упаковывают» в живые истории об ученых, их изобретениях и местах, с которыми они прочно связаны. И когда отдел коммуникаций ПО «Маяк» обратился в ИЦАЭ Челябинска с предложением начать отмечать грядущий юбилей Игоря Васильевича Курчатова в декабре 2022 года, сомнений не было — нужно «оживить» и самого Курчатова, и то время, когда он часто и подолгу бывал в Озерске.
«Под крылом самолета о чем-то поет…»
Соцгород, или Челябинск-40, как называли Озерск с 1948 по 1966 год, строился в тяжелых условиях. Направление первому городскому проспекту задала железная дорога между Кыштымом и местом строительства ПО «Маяк», рядом с которым вырастал и будущий ЗАТО.
Дома строили в основном двухэтажные, чтобы их не было видно с воздуха, поэтому будущие улицы и места расположения домов отмечали табличками на соснах. Затем сосны по периметру будущей стройки вырубали, а оставшиеся деревья практически полностью закрывали своими кронами дома. Получалась естественная маскировка с воздуха, и до сих пор совсем рядом с некоторыми зданиями в стиле сталинского ампира сохранились столетние сосны. Таковы почти все атомграды, построенные на первых этапах советского атомного проекта, — их облик неуловимо похож на московские улицы того же времени, только зелени гораздо больше, а дома малоэтажные.
Интерактивную обзорную экскурсию «Озерск глазами Курчатова», с которой стартовала праздничная программа «С Новым годом, Игорь Васильевич!», провела местный экскурсовод Дарья Белканова. Каждая значимая точка экскурсии позволяла школьникам из Челябинска и местным жителям погрузиться в атмосферу эпохи. Например, на центральной аллее, недалеко от памятника Курчатову, экскурсанты встретили первых строителей Озерска — людей в солдатских шинелях, горячо обсуждавших газетную статью конца 40-х годов прошлого века. В ответ на просьбу рассказать, чем они занимаются, герои приняли суровый вид и сообщили, что им эту информацию разглашать запрещено.
В отделе кадров — следующей локации экскурсии — участники получили возможность увидеть разрешенные для ознакомления архивные документы и разобраться в системе хранения личных дел: высокими стеллажами тесно заставлены два помещения отдела кадров, ведь дела бывших работников продолжают храниться в архиве. Кроме того, сотрудники ИЦАЭ Челябинска подготовили для экскурсантов интерактивное задание — по реальным автобиографиям значимых участников советского атомного проекта они составили личные дела без указания имен, а посетители по характеристикам угадывали, о ком идет речь.
Центральную площадь с трех сторон формируют административные здания, стоящие друг напротив друга, и театр «Наш дом». Величественное здание театра занимает центральное место в архитектурном ансамбле площади Курчатова. Голубые ели, растущие перед центральным входом, были привезены из Сибири и подарены городу И. В. Курчатовым. Он сам участвовал в их посадке.
Г. И. Синяпкина, жительница Челябинска-40:
«Город расположился в густом сосновом лесу. В нем уже кое-где были проложены улицы, по одиночке или группами стояли двухэтажные дома, были небольшие улицы с особняками и финскими домиками, было построено здание ЦЗЛ. Уже действовал стадион «Строитель», в небольшом деревянном здании работал театр, в котором выступали коллективы профессиональных и самодеятельных артистов, работали хорошая столовая, магазины, танцевальная площадка. Какими же дальновидными были те руководители, которые с самого начала позаботились о духовной жизни жителей молодого города. Ведь его в основном населяла молодежь, и, благодаря этой заботе, ей не нужно было гадать, чем после работы заполнить свободное время».
(Синяпкина Г. И. Лаборатория «Березки» / Г. Синяпкина // ПрО Маяк. 2003. 10 января. С. 5.)
Из воспоминаний
Рассказывают, что Игорь Васильевич лично принял решение о формировании театрального коллектива, и долгое время Озерск оставался единственным ЗАТО с собственным театром. Во-первых, Курчатов любил театр, во-вторых, большое внимание уделял условиям, в которых работали его сотрудники и коллеги. В 1950–1960-е годы в штат театра входили не только драматическая труппа и артисты оперетты, но и симфонический оркестр, который комплектовался из выпускников Московской консерватории. На театральных представлениях присутствовали подолгу жившие в Озерске московские ученые, академики и руководители отрасли. Игорь Васильевич Курчатов старался не пропускать ни одного выступления симфонического концерта.
Правое крыло, левое крыло и фюзеляж — такие названия получили части здания Центральной заводской лаборатории. С воздуха строение похоже на очертания самолета. ЦЗЛ с момента своего основания играла роль связующего звена между учеными и производством. Затем лаборатория превратилась в полноценный научно-исследовательский институт, а в первые годы работа началась с исследования радиоактивных отходов — тогда это было важным и очень сложным делом, ведь до тех пор ученые с подобными задачами просто не сталкивались.
В первые годы Центральная заводская лаборатория располагалась совсем рядом со строящимся реактором, с января по август 1948 года там находился кабинет Курчатова. После переезда в новое здание сотрудники получили все необходимое им оборудование, и некоторые механизмы до сих пор в рабочем состоянии. Татьяна Романова, заведующая библиотекой ЦЗЛ, рассказывает, что лекции первым студентам ЦЗЛ читали Андрей Бочвар, Анатолий Александров и сам Курчатов.
«Здание Центральной заводской лаборатории построено в 1948–1949 годах. Оно расположено симметрично зданию театра драмы и комедии «Наш дом» и замыкает архитектурный ансамбль площади Курчатова. В сентябре 1998 года здание признано памятником истории и архитектуры, а в августе — объектом культурного наследия областного значения», — пояснила Дарья Белканова.
История ПО «Маяк»
Как реактор «Аннушка» получил свое необычное имя
Ветеран ПО «Маяк» П. Трякин в своих воспоминаниях пишет, что впервые это имя произнес легендарный министр Минсредмаша СССР: «Как-то раз <…> Ефим Павлович Славский, проводивший это совещание, произнес: «А ведь хорошо и вполне устойчиво работает «Аннушка», только нужно строго соблюдать утвержденный регламент работы, как указывал И. В. Курчатов. В этом залог нашей нормальной жизни». С тех пор первенец атомной отрасли стал называться «Аннушкой». Это ласковое женское имя всем понравилось, быстро распространилось и прижилось».
(Творцы ядерного щита / отв. ред. П. Трякин. Озерск, 1998. С. 384.)
Из воспоминаний
Вторым пунктом программы, посвященной 120-летию Курчатова, стало посещение музея ФГУП «ПО «Маяк». Специалист отдела коммуникаций ПО «Маяк» Анна Мелёхина рассказала об истории постройки «Аннушки», или «Объекта А», как первоначально называли этот стратегически важный уран-графитовый реактор по наработке плутония.
На стройке были задействованы более 40 тыс. человек, и множество работ, в том числе рытье котлована, выполнялось вручную, но «Объект А» был построен всего лишь за год с небольшим.
Уран вносили в реакторный зал в специальных кассетах и загружали в реактор вертикально. Выгружались урановые блочки через отверстия внизу реактора, но в первые несколько лет после пуска возникали непредвиденные сложности.
«Главной проблемой «Аннушки» были «козлы» — разбухание урановых блочков в каналах реактора. Проблему затем удалось устранить, но каналы с «козлами» больше по прямому назначению не использовались. Туда опускали датчики и аппаратуру для исследований», — рассказала Анна Мелёхина.
После извлечения из реактора блочки растворяли, а полученный плутоний в жидком виде перевозили на химический завод по соседству. Первый слиток металлического плутония весил всего 8,7 граммов, но успешное начало было положено.
Практически сразу на «Маяке» занялись и наработкой изотопов, а на химическом производстве было налажено производство гелия-3, который представляет большой интерес для ряда научно-исследовательских институтов. С 70-х годов прошлого века на «Маяке» также перерабатывают ОЯТ — отработавшее ядерное топливо.
Топливо привозят в защищенных вагонах-контейнерах, разгружают в специальном транспортном коридоре с помощью кранов, без прямого участия людей — все разгрузочные операции проходят дистанционно. ТВС перемещают в бассейн-хранилище, где они ждут своей очереди на переработку. В процессе переработки у ТВС отрубают хвостовики, остальное режут на кусочки, растворяют, ценные компоненты несколько раз переводят из водной фазы в органическую и обратно. Это позволяет извлечь ценные редкоземельные элементы, а оставшиеся высокоактивные жидкие радиоактивные отходы (ЖРО) остекловывают, то есть переводят в безопасное состояние для долговременного хранения.
«До встречи с Курчатовым осталось 20 шагов»
Иммерсивный спектакль как жанр предполагает, что зрители становятся полноправными участниками действия, разделяя пространство спектакля с профессиональными актерами. Местом действия спектакля стал дом-музей Курчатова в Озерске. В прихожей посетители могли увидеть сотрудников ИЦАЭ, одетых по моде 50-х годов прошлого века, а за дверью зрителей ждала встреча с человеком, без которого не было бы ни Озерска, ни «Объекта А», ни многочисленных атомных и радиационных технологий, которые сейчас прочно вошли в нашу жизнь.
«Париж и Кембридж, лаборатории Жолио-Кюри и Резерфорда ведут сейчас человечество к познанию атомного ядра. И я заболел, я заболел стремлением познать атомное ядро — основу вещества во Вселенной. Мощные удары критики за работы, не имеющие практического выхода, не остановили меня, и я очень благодарен Иоффе за то, что он дал мне эту возможность, стал для меня тем самым наставником, каким стал для него в свое время Резерфорд. А дальше была работа, тяжелая, порой, казалось, неподъемная работа. Я каждый день до полуночи засиживался в лаборатории, чтобы как мог приблизить этот день — 25 декабря 1946 года», — этими словами встречал зрителей, сидя на диване в кабинете, актер в образе Игоря Курчатова.
В зале для совещаний со знаменитым столом в форме елочки у зрителей была возможность «выступить с докладом»: после рассказа главного героя об успешном пуске реактора Ф-1 и ближайших перспективах развития атомной энергетики любой желающий мог, получив соответствующий текст, рассказать Курчатову, насколько продвинулась атомная отрасль за 70 с лишним лет.
«В 50-е годы ХХ столетия нами была заложена основательная база по развитию атомной энергетики и решению вопросов осуществления управляемого термоядерного синтеза. Как обстоят дела с атомной энергетикой в современном мире? Предоставляю вам слово», — завершал свое выступление Игорь Васильевич. А слушатели в ответ рассказывали ему о российских АЭС, включая первую в мире плавучую атомную теплоэлектростанцию с ПЭБ «Академик Ломоносов», разработках ядерного космического двигателя, единственных в мире промышленных реакторах на быстрых нейтронах БН-600 и БН-800, инновационном МОКС-топливе, атомном ледокольном флоте…
«Атомный ледокол «Арктика» 17 августа 1977 года первым из надводных судов достиг Северного полюса, а атомоход «50 лет Победы» осенью 2013 года доставил на Северный полюс олимпийский факел. Впервые в истории олимпийский огонь загорелся на вершине планеты. За последние несколько лет, с 2020 по 2022 год, атомный ледокольный флот России пополнился тремя новыми атомоходами — атомными ледоколами «Арктика», «Сибирь» и «Урал», еще три мощных ледокола строятся. А первенец атомфлота — атомный ледокол «Ленин» — с 2009 года стал кораблем-музеем…» Некоторые зрители иммерсивного спектакля признавались, что именно в этот момент они («До мурашек!») ощущали, насколько огромное наследие оставили нам основатели советского атомного проекта, а Курчатов, одобрительно кивающий, усиливал впечатление живого разговора с человеком, который слушает их сквозь десятилетия.
Андрей Сюськин, художественный руководитель театра «Наш дом», сыгравший роль Курчатова, рассказал: «Самое замечательное — это маленькие дети, которые пришли на один из показов, и спектакль для них моментально превратился в сказку. Они настолько погрузились в контекст, настолько эмоционально реагировали — это особенно мне запомнилось. Я уже исполнял роль Курчатова, и у меня есть представление о том, как он работал. К нему все время кто-то ходил, и он практически так же общался со своими посетителями».
Андрей подчеркнул, что особое впечатление на него произвела близость со зрителем: «В обычных спектаклях между актером и публикой есть какое-то значимое расстояние, а здесь я был окружен зрителями, мы были частью одной постановки, очень близко. Это не первый мой опыт в иммерсивном театре, но все равно он особенный».
В роли продюсера спектакля выступил руководитель ИЦАЭ Воронежа Никита Перфильев. «Основная идея спектакля заключалась в том, чтобы показать Игоря Васильевича как человека, потому что за маской любого великого ученого или изобретателя всегда скрывается его человеческая сущность — со своими мечтами, мыслями, какими-то переживаниями, бытовыми вопросами. Но при этом, будучи людьми увлеченными, они даже в повседневную жизнь всегда вкрапляли моменты, связанные с работой. Именно поэтому мы разбили действия в спектакле на несколько помещений и в каждом пытались рассказать не только общую историю про то, как происходило создание первых реакторов, как началось развитие атомной промышленности в стране и в Европе, но и про то, как ученый жил и какие эмоции испытывал. Мне кажется, нам удалось это сделать, потому что зрители, выходя со спектакля, признавались, что много раз были в домике на экскурсии, но такое видят впервые, и благодарили за это», — рассказал Никита.
«Хроники Курчатова»
Завершился день интеллектуальной командной игрой «Хроники Курчатова», которая прошла по правилам спортивной версии «Что? Где? Когда?». Какую частицу из соображений секретности называли в Обнинске «метеоритом», а в «двойке», то есть в Курчатовском институте, — «нулевой точкой», какие привилегии были у ремонтников на режимных объектах, что общего у героев повести Стругацких и участников атомного проекта, почему появились отдельные вагоны для Юлия Харитона и руководителей других направлений, какую игру квантовые физики и физики-ядерщики считали знаковой — на эти и другие вопросы команды сотрудников «Маяка» искали ответы за минуту.
«Самый короткий день в году оказался самым насыщенным и ярким для жителей Озерска, ведь в этот день многие смогли воспользоваться «машиной времени» и погрузиться в атмосферу тех лет, когда создавался атомный проект. Мы надеемся, что для тех, кто побывал на сегодняшних мероприятиях, Курчатов превратится из человека-памятника в личность. И те напутствия, которые он давал будущим ученым, станут для них стимулом для занятий наукой, создания новых технологий, да даже просто для того, чтобы открыть книгу и поискать новую информацию и запомнить, что «наука всегда кстати»», — сказала в завершение вечера руководитель ИЦАЭ Челябинска Лариса Матвеева.
Глазами школьника
Специальными гостями программы «С Новым годом, Игорь Васильевич!» стали челябинские школьники, посещающие «Курчатов Центр».
«Я впервые оказался в Озерске, и мне здесь понравилось: в городе гармонично сочетается красивая уральская природа и промышленность, модернизация и история. Мы посетили дом, где жил Игорь Курчатов, музей ФГУП «ПО «Маяк» и Центральную заводскую лабораторию. Я мало знаю об атомной промышленности, но тема интересная, и получилось углубить свои знания по ряду моментов. Например, раньше я думал, что на ПО «Маяк» занимаются только переработкой ядерных отходов, но оказалось, что здесь еще производят источники ионизирующего излучения для различных областей промышленности, медицины и сельского хозяйства, химические реагенты и прочее.
В доме-музее мы увидели спектакль, главным героем которого был Игорь Курчатов. Этот ученый — очень известный человек в нашем регионе, и, по-моему, он вообще гений. Было здорово посмотреть на него не только как на ученого, но и как на личность. А Игорь Васильевич — человек, который даже дома думал о своей работе. Например, мы узнали, что он оставался в команде из всего пяти человек, пока не удалось увеличить мощность реактора до необходимых показателей», — рассказал Левон Мкртчян, ученик академического лицея № 95 Челябинска.
«Я живу в Сатке — промышленном городе, как Озерск. И у нас много разных предприятий, как и здесь. Поэтому меня не удивило, когда в музее нам рассказали о том, что на территории небольшого города Озерска находятся разные производства. Однако меня поразило разнообразие направлений работы: и физика, и химия, и металлургия, и приборостроение. Также мы с ребятами побывали на экскурсии по архитектурным доминантам Озерска. Это была моя первая поездка в Озерск, и было очень интересно узнать больше о том, что находится в закрытом городе. Если раньше я слышала о городе только в контексте взрыва на «Маяке», то теперь знаю о том, что еще в Озерске жил и работал Игорь Курчатов. Больше всего из поездки мне запомнился спектакль в доме-музее. Антураж старинного здания позволил погрузиться в атмосферу прошлого, а еще актеры отлично отыграли свои роли — и в моменте казалось, что ты действительно советский ученый, который пришел разговаривать с Игорем Васильевичем», — поделилась Софья Коптелова, амбассадор «Курчатов Центра».