«Учиться в России — это престижно»
Теория и практика: как обучают специалистов для работы на зарубежных АЭС, которые строит Росатом
Отраслевой системе подготовки зарубежных специалистов уже больше 50 лет. Зачем Росатому понадобился единый центр подготовки персонала, чему там учат и нравится ли иностранным специалистам российское образование, рассказывает заместитель директора по обучению филиала АО «Русатом Сервис» в Турции Денис Новиков.
— Денис Юрьевич, расскажите, как складывался ваш профессиональный путь.
— Можно сказать, что я всю жизнь занимался подготовкой персонала. Я окончил Воронежскую государственную технологическую академию по специальности «автоматизация технологических процессов и производств». Защитил кандидатскую диссертацию по специальности «управление в технических системах», еще год отработал ассистентом кафедры информационных и управляющих систем. После этого получил предложение от Нововоронежской АЭС занять должность инструктора по подготовке персонала цеха тепловой автоматики и измерений (ТАИ) третьего и четвертого блоков. Так как я большую часть детства провел в Нововоронеже, все производственные практики, в том числе преддипломную, проходил на Нововоронежской станции и родители мои работали там же, я с радостью принял это предложение.
В то время для того, чтобы стать инструктором, необходимо было иметь опыт работы начальником смены цеха, поэтому четыре года я провел в службе эксплуатации цеха ТАИ. После этого перешел в учебно-тренировочный пункт (УТП) на должность инструктора. Занимался подготовкой персонала цеха ТАИ, после перешел на должность начальника отдела подготовки оперативного персонала. Затем стал заместителем начальника, исполнял обязанности заместителя главного инженера по подготовке персонала — начальника УТП. С 2020 года я возглавлял Санкт-Петербургский филиал Технической академии Росатома (ТАР), в 2022 году перешел в «Русатом Сервис», где занимаюсь подготовкой персонала АЭС «Аккую» и оснащением учебно-тренировочного центра будущей станции.
— Уже несколько лет в отрасли работает единый центр подготовки персонала. Как обучали иностранный персонал в Росатоме раньше? Почему потребовалось создание такого центра?
— История работы по подготовке зарубежного персонала в отечественной атомной отрасли насчитывает почти 50 лет. Напомню, в 1971 и в 1972 годах на Нововоронежской АЭС были запущены блоки № 3 и 4 с ВВЭР-440, ставшие серийными: такие реакторы стали активно строиться не только на территории СССР, но и по всему миру. Встал вопрос подготовки персонала, и в 1978 году в Нововоронеже был открыт учебно-тренировочный центр (УТЦ). За время существования центра там прошли подготовку около 5 тыс. зарубежных специалистов.
Система была выстроена достаточно эффективно. Однако количество строящихся в других странах станций за последние годы существенно выросло: сейчас портфель зарубежных заказов Росатома насчитывает 34 блока. Стало ясно, что для подготовки сотрудников для строящихся АЭС необходим единый центр, который бы обладал всеми необходимыми техническими средствами обучения, инфраструктурой, инструкторским персоналом, учебно-методической базой. Концепция создания такого центра была разработана еще в 2012 году. В 2017 году путем слияния Центрального института повышения квалификации Росатома и Института глобальной ядерной безопасности и физической защиты при участии «Росэнергоатома» и АО «Русатом Сервис» была создана Техническая академия Росатома, цель которой — аккумулировать все необходимые ресурсы и знания. В 2018 году в состав академии вошел и Нововоронежский учебно-тренировочный центр. Сейчас Техническая академия Росатома представлена на пяти площадках: головное подразделение в Обнинске, филиалы в Москве, Санкт-Петербурге, Нововоронеже и Сосновом Бору.
— Что было сделано после создания ТАР?
— В 2018 году при непосредственном участии АО «Русатом Сервис» стартовал масштабный инвестпроект развития ТАР, включающий в себя несколько направлений. Во-первых, на всех площадках была проведена подготовка материально-технической базы: отремонтировали аудитории, оснастили их всеми необходимыми средствами обучения, новой мебелью и оргтехникой, включая современное сетевое оборудование. Сейчас в Техакадемии действуют три мультифункциональных тренажера АЭС, которые позволяют тренироваться на моделях разных блоков, например блоке № 6 Нововоронежской АЭС или блоке № 1 Ленинградской АЭС-2. В Нововоронежском филиале также действует полномасштабный тренажер блока № 6 Нововоронежской АЭС.
Во-вторых, амбициозной задачей стала подготовка инструкторского персонала нового поколения — 168 человек. В основном это были молодые ребята, которые недавно окончили институты, имели высокие средние баллы и хорошее базовое знание английского языка. Они прошли обучение по программам подготовки оперативного персонала (начальник смены блока, начальники смены цехов и т. д.) и курс технического английского. Обучение заняло 1,5–2 года. Кроме них, конечно, были и опытные специалисты с действующих российских АЭС. Получился сплав молодости и опыта.
В-третьих, были разработаны учебно-методические материалы по проекту ВВЭР-1200 на русском и английском языках, а также курсы дистанционного обучения.
— Принимали ли вы лично участие в этой трансформации?
— Работать с иностранным персоналом я начал, будучи еще заместителем начальника учебно-тренировочного пункта Нововоронежской АЭС. У нас, например, проходили практическую подготовку на полномасштабном тренажере и стажировку по рабочим местам работники Белорусской АЭС и АЭС «Руппур» (Бангладеш). Количество персонала, обучавшегося в нашем УТП, было значительным, и нам пришлось дополнительно набирать инструкторов. Молодые ребята — специализированный резерв «Росэнергоатома» — прошли полную подготовку по разным должностям: от оператора реакторного отделения до ведущего инженера по управлению реактором. Когда началась подготовка персонала зарубежных АЭС, эти ребята перешли на инструкторскую работу в УТП.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее, что из себя представляют программы обучения для зарубежных специалистов?
— Программы обучения отличаются и по продолжительности, и по наполнению в зависимости от должности, на которую готовится специалист. Например, для машиниста-обходчика турбинного отделения длительность обучения составляет 600 часов, для начальника смены блока — уже почти 1600 часов.
Подготовка включает в себя и теорию, и практику. Теоретические курсы наши слушатели проходят в центрах обучения Обнинска, Нововоронежа, Санкт-Петербурга, практику — на тренажерах. После этого обучающиеся направляются на стажировку на российские АЭС. Далее, уже на площадке строящейся станции за рубежом, им читается курс по контрактной АЭС, также они проходят теоретическое и практическое обучение в учебно-тренировочных центрах, расположенных на площадке.
После завершения обучения выпускник получает сертификат, удостоверяющий прохождение подготовки на соответствующую должность.
— Отличаются ли программы обучения для разных стран? Что учитывается при их составлении?
— Конечно, отличаются. Учитывается множество факторов, например из какой страны персонал: из государства-«новичка» или страны с развитой ядерной энергетикой. Стараемся учесть и особенности культуры, менталитета. Например, большинство обучаемых из Бангладеш, Турции, Египта — мусульмане. Поэтому в гостинице, где они проживают, обустраиваются молельные комнаты; корректируется расписание занятий — так, чтобы слушатели могли совершить молитву; учитываются предпочтения в еде и так далее.
— Сейчас вы работаете в Турции. Расскажите, пожалуйста, о специфике работы в этой стране. Сказалось ли как-то недавнее землетрясение на графиках строительства или образовательном процессе?
— Напомню, в Турции Росатом строит четырехблочную АЭС «Аккую» с реакторами ВВЭР-1200. Проект реализуется по модели BOO (Build — Own — Operate, «строй — владей — эксплуатируй»), то есть Россия будет эксплуатировать АЭС на всех этапах жизненного цикла. Однако, согласно межправительственному соглашению, в эксплуатации станции также будут принимать участие турецкие специалисты, а значит, нужно готовить кадры. Турецкие студенты проходят обучение в российских вузах, после этого направляются для подготовки на конкретные должности в Техакадемию. Всего обучение в ТАР должны пройти почти 1200 человек — и россиян, и турок. Сейчас бόльшую часть подготовки специалисты проходят в России. Но скоро свой учебно-тренировочный центр откроется и на турецкой площадке — тут будет обучаться персонал всех блоков, а также можно будет пройти курсы ежегодного поддержания квалификации.
Организацию процесса обучения эксплуатационного персонала в Технической академии и на площадке АЭС, а также оснащение учебно-тренировочного центра АЭС «Аккую» учебно-методической документацией и техническими средствами обучения, включая полномасштабный и аналитический тренажер, обеспечивает «Русатом Сервис».
Недавнее землетрясение никак не сказалось на графиках сооружения АЭС «Аккую», хотя, безусловно, Росатом оказывает поддержку пострадавшим.
— Поделитесь, пожалуйста, историями из вашей инструкторской практики.
— Обучение в России длительное, и мы стараемся организовать не только образовательный процесс, но и досуг наших слушателей. Например, зимой по выходным устраиваем лыжные походы. Можете себя представить, какие сильные эмоции это вызывает у ребят из теплых стран, которые никогда до этого не видели снега! Летом проводим турниры по футболу и другие спортивные мероприятия.
Конечно, определенным вызовом для нас стала пандемия коронавируса и необходимость перейти на дистанционный формат обучения. Мы обеспечили всех слушателей нужными для работы гаджетами, организовали онлайн-лекции. В общем, справились.
Наши слушатели в большинстве своем — очень мотивированные люди, особенно ребята из стран-«новичков». Виден неподдельный интерес к предметам и большое стремление учиться, чтобы в будущем стать первоклассными специалистами. Для них учиться в России — это очень престижно.
В основном приезжают, конечно, юноши, но и девушки тоже есть. Они учатся прекрасно, иногда даже лучше парней.
— Что такое бренд «Техническая академия Росатома» сегодня? Чем можно гордиться?
— Сегодня Техническая академия — это единый центр подготовки персонала и развития компетенций в области ядерных технологий. Это амбициозный проект Росатома, направленный на улучшение ресурсного потенциала всей атомной отрасли. Это единственный в мире центр ядерных знаний, который имеет соглашение о сотрудничестве с четырьмя департаментами МАГАТЭ.
— Какие планы у Технической академии на ближайшее будущее? В чем вы видите точки роста?
— География присутствия Росатома расширяется. Сейчас, например, активно обсуждается строительство АЭС в Узбекистане и Казахстане. Соответственно, будет расширяться и Техакадемия, ведь для нормального функционирования любой атомной станции необходимы грамотные, хорошо подготовленные специалисты.
«Русатом Сервис» и Техакадемия всегда выступают единой командой. Совместно с ИТЦ «ДЖЭТ» продолжаем разработку полномасштабных и аналитических тренажеров для АЭС и тепловых станций. Кроме того, будут появляться и новые программы обучения, связанные со строительством, ремонтом, техническим обслуживанием и выводом АЭС из эксплуатации, подготовкой персонала для «Атомфлота», АЭС малой мощности и ветрогенерации. Планируем более широко использовать дистанционные технологии обучения, а также развивать образовательную инфраструктуру в странах-«новичках».