Арктические приоритеты
Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков ответил на вопросы «Вестника атомпрома» о стратегии развития Арктической зоны РФ
— Алексей Олегович, расскажите о приоритетах России в развитии Арктики.
Приоритеты — это ускоренное развитие экономики арктических регионов и повышение качества жизни людей. Сегодня российская Арктика — самая большая в мире льготная экономическая зона площадью более 5 миллионов квадратных километров, в которой для инвесторов предусмотрены льготы по НДПИ, налогу на прибыль, страховым взносам, региональным и местным налогам — как для крупных проектов, в том числе в сфере производства СПГ и газохимии, так и для малого и среднего бизнеса. Создан мощный магнит для бизнеса — усовершенствованная и учитывающая дальневосточный опыт система преференций, стимулирующая предпринимательскую активность. В ее основе — утвержденные президентом РФ «Основы государственной политики в Арктической зоне РФ на период до 2035 года» и «Стратегия развития Арктической зоны до 2035 года».
— Каков объем инвестиций в развитие Арктической зоны в ближайшие годы? Как будут распределены средства?
— Перечисленные меры уже получили хороший отклик у бизнеса. Резидентами АЗРФ стали более 143 предприятий, реализующих проекты общим объемом более 250 миллиардов рублей. Создается 7,2 тысячи новых рабочих мест. Еще 8 проектов объемом 95 млрд рублей зарегистрированы на территории опережающего развития «Столица Арктики».
Государство компенсирует крупным инвестиционным проектам затраты на строительство инфраструктуры. Этот механизм поддержки позволит реализовать ряд проектов в сфере добычи полезных ископаемых, портовой инфраструктуре, логистике, аквакультуре. Например, в Мурманской области создаются горно-металлургический комбинат, специализированный глубоководный терминал для перевалки минеральных удобрений и завод для разведения лосося и форели. На Таймыре начнется освоение Сырадасайского каменноугольного месторождения, также заработает предприятие по добыче и переработке свинцово-цинковых руд на архипелаге Новая Земля (остров Южный), будет реализован проект технического перевооружения порта Витино и Беломорской нефтебазы. Общий объем инвестиций в новые проекты, которым обеспечена государственная поддержка, превысит 200 млрд рублей. Их реализация даст не только рабочие места и социально-экономические эффекты для арктических регионов, но и дополнительный грузовой поток для Северного морского пути.
— С какими сложностями приходится сталкиваться при реализации стратегии развития региона?
— В Арктике мы сталкиваемся не со сложностями, а с вызовами, продиктованными сложными климатическими особенностями этого региона, а также его геостратегическим значением. Один из таких вызовов — развитие Северного морского пути, превращение его в международный транспортный коридор. Этот маршрут — сквозная тема в развитии российской Арктики. И одновременно объект пристального интереса со стороны крупнейших торговых стран мира. Глобальные изменения климата, таяние арктических льдов создают предпосылки для интенсивного развития арктического судоходства. Крупнейшие азиатские страны рассматривают СМП как альтернативный перегруженному Суэцкому каналу транспортный коридор между Азией и Европой. Путь по СМП на 40 % короче и по открытой воде быстрее на 7 суток.
Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации предусматривает создание новой инфраструктуры и флота для обеспечения морских перевозок по Севморпути. На российских верфях строятся 5 новых атомных ледоколов, способных обеспечить круглогодичную проводку судов в высоких широтах. Для расширения периода арктической навигации разработана система навигационно-гидрографического обеспечения. Развивается портовая и аварийно-спасательная инфраструктура. Эта работа направлена на выполнение поручения президента РФ увеличить к 2024 году грузопоток по СМП до 80 миллионов тонн. Совместно с Росатомом и ведущими логистическими компаниями России работаем над организацией транспортировки контейнерных грузов по СМП, в том числе каботажных перевозок по этому маршруту. Использование северных широт для транспортировки товаров добавит устойчивости всей мировой системе торговли. Маршрут из Европы в Азию по северу — это незадействованный пока ресурс человечества, который, в том числе с учетом температурных режимов, позволит провозить товары быстрее и эффективнее по сравнению с существующими маршрутами.
— Каковы риски для развития Арктической зоны? Почему они возникают и как можно их предотвратить?
— При любой динамике глобального потепления еще многие-многие десятилетия Северный морской путь будет оставаться ледовым, а климат в Арктике — суровым. Все это предполагает особые, повышенные требования к безопасности, к инфраструктуре, к наличию средств спасения, портов. Поэтому развитие Арктики, Севморпути напрямую связано с эффективностью работы российского ледокольного флота, российских спасательных служб, средств навигации, наличием вспомогательной инфраструктуры, комфортных условий для жизни людей. В этих условиях возрастает значение оперативного мониторинга и точных прогнозов.
Совместно с ФАНУ «Востокгосплан» и экономическим факультетом Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова мы разрабатываем единую статистическую и информационно-аналитическую систему АрктикЛабс.РФ для мониторинга и управления социально-экономическим развитием Арктической зоны России. Ее основой является динамическая математическая модель, позволяющая рассчитывать сценарии развития Арктической зоны РФ и Северного морского пути. Такая цифровая платформа позволит осуществлять сценарное планирование развития СМП, оценивать комплексное воздействие инвестиционных проектов на развитие регионов, выявлять «узкие места» в развитии инфраструктуры, отслеживать динамику развития экономики регионов. Частью системы станет аналитический блок мониторинга и оптимизации «Северного завоза», который позволит снизить издержки субъектов РФ, повысить надежность поставок, а в результате — качество жизни жителей арктических территорий.
— Какие экологические проблемы необходимо решить в Арктике в ближайшие годы?
— Важнейшая тема — глобальные изменения климата. Климатическая повестка, охрана окружающей среды, использование возобновляемой энергии с целью снижения выбросов парниковых газов, сбалансированное развитие — это ключевые темы, которые будут обсуждаться в ходе мероприятий, запланированных в рамках председательства России в Арктическом совете в 2021–2023 годах. Мы заинтересованы в сохранении Арктики как территории мира, стабильного и взаимовыгодного сотрудничества. Будем активно искать новые решения, основанные на применении высоких технологий, международной кооперации в этой сфере.
К слову, важный экологический аспект имеет развитие перевозок по СМП. В среднем перевозка 1 млрд тонн грузов по маршруту Шанхай — Роттердам (10,5 тыс. морских миль) приводит к выбросам около 22,3 млн тонн СО2. Использование более короткого маршрута через Северный морской путь (8 тыс. морских миль) могло бы снизить выбросы на 5,1 млн тонн, а при условии использования в качестве топлива для танкеров СПГ — еще на 3,4 млн тонн. В долгосрочной перспективе использование атомного флота и «зеленых» водорода или аммиака в качестве топлива привело бы к снижению выбросов при транспортировке грузов по СМП до нуля.
— Как вы оцениваете работу Росатома в Арктике?
— Я искренне убежден, что ядерная энергетика — это наше будущее. Важным и перспективным направлением является развитие малой атомной энергетики в арктических районах — это и плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов», и проект развития наземных атомных станций малой мощности. Современные технологии Росатома позволяют обеспечивать электроэнергией новые предприятия, решать задачи, направленные на снижение тарифов, сохранение экологии. Благодаря комбинации ядерной энергетики и корабля мы имеем мобильную энергетику. Ледоколы — это самый позитивный пример мирного атома. Во всем мире большой процент экономики сосредоточен на побережьях морей и океанов. Уверен, что технологическое лидерство Росатома, огромный объем работы, направленной на развитие Арктики, который выполняет госкорпорация, мощные и безопасные технологии позволят, в прямом и переносном смысле, расколоть полярные льды, сформировать необходимые условия для создания регулярных маршрутов по Северному морскому пути и динамичного развития арктических регионов.